Underground Horror

 ___________________________________________________________________________________________________________________________

Зелёный слоник (1999) Россия

Режиссёр: Светлана Баскова

В ролях: Сергей Пахомов; Александр Маслаев; Владимир Епифанцев; Анатолий Осмоловский

Два человека (офицеры) сидят на гауптвахте – подвальном помещении, находящемся в просто ужасающем состоянии и окружённом облезлыми стенами, холодными трубами, дырявым полом, где дополнительным фоном служит постоянно капающая вода. Один из заключённых – молодой человек худощавого телосложения, второму – на вид за сорок, он в “меру упитан” и одет в форму старшего лейтенанта. Тот, что старлей, дабы нарушить молчание, начинает травить байки про себя и свою жизнь в прошлом. Он расскажет своему коллеге по несчастью о том, как в своё время усиленно отжимался, и у него тогда ещё не было пуза, пройдётся по китайцам, сексу и мужским “шишкам”, молвит слово о его величестве говне и о том, как его хотели сделать голубым. Чем больше старлей загружает напарника своими жизненными ситуациями, тем всё сильнее тот начинает кипеть, грозя говорливому избиениями, если он не заткнётся. Но говорун как будто не слышит его и продолжает рассказывать про то, как над ним издевались везде, где только можно. Помимо этого психа, есть здесь и другая проблема – они ведь на “губе”, а значит – периодически приходят двое, которые подвергают их обоих всевозможным унижениям. В таких нечеловеческих условиях у кого угодно может “поехать крыша”…

Один из самых известных российских фильмов так называемого "подпольного" кино. Самое поразительное в этой работе не её содержимое, а то, что это было снято женщиной, достаточно молодой на тот момент. Нас, прожжённых фанатов жанра, уже ничем не удивишь, и тем не менее данное творение, возможно, заставит вас пересмотреть свои представления о том, что есть такое – тошнотворное кино. Кроме царящей атмосферы психоза и безысходности, здесь полным-полно эпизодов отвращения. К ним в первую очередь я отношу сцену, где герой сначала срёт, затем ест собственное говно, а тем, что осталось, растирает своё тело. И вторая очень продолжительная: толстяк сосёт член у начальника гауптвахты, после чего напарник унижаемого набрасывается на мучителя и вгрызается зубами в его горло и другие части тела, раздевает того догола, имеет, а после, воспользовавшись ножом, вырывает у него кишки и позвоночник. Это лишь самая впечатляющая часть из того, что происходит в этом кошмарном, галлюциногенном фильме. Сиё творение грешит обильным показам голых мужиков, то и дело трясущих своими мудями на крупном и среднем планах. С точки зрения качества, ЗЕЛЁНЫЙ СЛОНИК снят совершенно непрофессионально, и дело тут вовсе не в безбюджетности данной продукции, а в отсутствии у режиссёрши умения на данный счёт. Подавляющее большинство сцен сделано с одного плана, и камера при этом никуда не перемещается. Эту однообразность периодически перебивают бредовые вставки с одним из извергов, который кроет матюгами всех, кого только можно и нельзя. Но этот недостаток очень здорово покрывает развитие сюжета, так как за героями, которые практически всё время проводят в одной камере, следить достаточно любопытно. В этой связи их шизоидальные диалоги привлекают не меньше, чем, если бы это был какой-то экшен. Актёры поработали на славу и сыграли прилично, не оставив у меня поводов для придирок. Говоря по делу, они вообще-то не актёры, а друзья Басковой – люди из мира художеств. Что ещё я забыл упомянуть? Герои матерятся в открытую, как на стройке.

Теперь малость о создательнице этого андеграундового шедевра: Светлана Баскова родилась в 1965 году в Москве, где, достигнув соответствующего возраста, закончила Московский архитектурный институт. Стала художницей, принимала участие в многочисленных выставках. Её направление – авангард.

Судьба творцов сопряжена с отсутствием денег, и в какой-то момент она решила заявить о себе, взявшись за съёмки кино, направление, которого некоторые называют видеоартом. Я не стал особо углубляться в её творчество, но вроде бы выкопал, что более ранним фильмом, чем ЗЕЛЁНЫЙ СЛОНИК, был КОККИ – БЕГУЩИЙ ДОКТОР, снятый годом ранее. В нём, кстати, как и в последующих работах, снялись её любимчики – Сергей Пахомов и Александр Маслаев. Её последнее нашумевшее творение – ПЯТЬ БУТЫЛОК ВОДКИ. Сама режиссёрша в интервью вещает о том, что её в своё время очень беспокоила судьба российской армии и милиции (сейчас вроде бы тоже) и она очень хотела громко всем поведать о том, какой беспредел творится там, а конкретно – в Чечне. В то же время она не скрывает, что хотела пробиться в люди и поэтому сняла такой провокационный фильм, который получил в определённых кругах статус самого грязного и отвратительного творения всех времён и народов (у нас, естественно). Мне сложно сказать, так ли это, поскольку я не смотрел творения ещё одного отечественного подпольного кинодельца – Юфита, который также имеет определённую дурную славу (для него – в хорошем смысле), и кто знает, возможно, никогда и не посмотрю. Так что оставляю этот вопрос открытым для тех, кто будет копаться в этом дерьме. Я же думаю, что, несмотря на благородные заявления и помыслы, за всей этой пропагандой скрывалось ничто иное, как желание личной известности и будущих благ. Поскольку весь этот фильм является натуральным обсиранием нашей, конечно, далеко не безгрешной армии, но то, что там показывалось, не соответствует действительности ни в малейшей степени. Да, не спорю, пребывание на “губе” может повлечь различные издевательства над личностью, но уж точно не в такой степени: засраные горшки могут заставить чистить и не под стражей, но вот остальное – чистой воды выдумка Басковой – и это она не отрицает. Хотя, может, она хотела этим что-то сказать? Так что, начинающие режиссёры, если вы хотите прорваться наверх – следуйте инструкциям от Светланы Басковой: побольше крови, мяса и обнажённого тела (всё же желательно – женского), но в данном случае главное не преступить грань, отделяющую жанровое кино от порнухи. Сюда добавьте побольше вызывающих тем, которые касаются самого-самого запретного, вроде педерастии и прочей хренотени.

Ради любопытства это творение посмотреть вполне можно, но постарайтесь при этом закрыть все окна и двери, а также приглушить звук вашего телевизора. “Удовольствие” гарантировано.

Что же касается названия данной работы, то оно позаимствовано из одноимённого стихотворения про цирк, которое будет произносить толстяк-психозоид.

P. S. Отдельное спасибо Сергею за предоставленный для просмотра фильм.

 Обзор фильма:  radu         23.10.05

 ___________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                       На главную

Hosted by uCoz