Ангст (2003) Россия
(итк Видения ужасов)
Visions of Sufferings
Режиссёр: Andrey Iskanov
В ролях: Igor Anikin; Alexandra Batrumova;
Alexander Shevchenko; Andrey Iskanov; Svyatoslav Iliyasov
Молодой человек-очкарик проживает в обыкновенной высотной многоэтажке, никого не трогает, но, может быть, именно из-за этого его начинают преследовать ночные кошмары, от которых он просыпается в холодном поту. А тут ещё его телефон приказал долго жить. Пришедший к нему телефонист просветил парня, что всё на самом деле является не таким, каким кажется. Кругом заговор… тьфу ты, вампиры, готовые в любой момент наброситься на трепетные, нежные шейки и высосать всю кровь без остатка. Они любят, когда темно и на дворе идёт дождь. Именно такие погодно-климатические условия и подстерегают нашего героя, столкнувшегося с тем, что все его кошмарики из сна вырвались наружу и начинают окучивать его по полной программе. Он борется с обитателями собственных глюков, как может, но дабы не умереть в одиночестве, дозванивается до своей подружки, которая, тем временем, не только тусуется в ночном клубе, но и ширяется по полной программе, а также делает там много ещё чего интересного. Пока она не спеша спешит (извиняюсь за тавтологический каламбур) к одержимому галлюцинациями парню, тому становится много хуже, поскольку ему кажется, что в его родимой квартире буквально всё ополчилось против него…
Настоящий прорыв в
отечественном безбюджетном кино – фильм Андрея Исканова ВИДЕНИЯ УЖАСОВ. Целых 2
часа 6 минут галлюциногенных кошмаров! Режиссёр (его фамилия является
псевдонимом) выступил в этом творении
сразу же в нескольких ипостасях, включая работу над спецэффектами и гримом,
а также исполнил
роль сатанинского священника. Для начала остановимся на смотрибельности
данной работы. Она крайне низкая. И дело тут не только в чрезвычайно раздутом хронометраже, но и в явном переборе
самих глюков и их протяжённости. Обычно начинающие режиссёры беспокоятся о том,
что не дотянут до хотя бы часа игрового времени. Создалось такое впечатление,
что Андрей Исканов снимал впрок, боясь, что в результате монтажа от пяти (к
примеру) часов съёмок останется тридцать минут. В результате получился явный
перекос в увеличение хронометража, и галлюцинаций мы увидели даже больше, чем нужно. Где-то действие
кажется по-хорошему динамичном, где-то начинается “бутгерайто-шнаасовщина” в
виде замедленного движения кадра, а некоторые сцены, не представляющие из себя
ничего важного, наоборот, показываются очень долго. Скажу сразу, что я не
являюсь сторонником арт-хауса (как это ни печально, но именно под эту категорию
подходит это видеопроизведение), поэтому от продолжительного взирания на чьи-то
передозировки наркотиков (а именно подобный вывод напрашивается после
завершения просмотра) мне и самому становится не по себе и хочется задуматься о
собственном психическом здоровье. Персонажи под крайне симпатичную музыкальную
тему (если музыка ниоткуда не стибрена, то я за неё ставлю практически 5
ученических баллов) трясутся на дискаче (заметно, что отдельные главные герои
снимались не там, а в обыкновенной комнате с “тюфяком“, и затем их рифлёный
силуэт накладывался на танцпол ночного клуба), причём затанцевавшихся
девушек затем начинают активно пинать ногами и руками (особо сюрреалистично и
жестоко смотрится избиение одной из них “боксёром”-вампиром (неплохой грим
избитой)). Операторская работа оставляет желать лучшего. Всё не насыщенное
кошмарами время нам демонстрируются съёмки в очевидно любительском стиле, хотя
взгляд с точки зрения зубастой рыбёшки (пираньи?) мне понравился. И вообще эта
рыбка была очень прикольная. Но по большей части нам всё же демонстрируется
хаотичная нарезка кадров с тем, что со здравой точки зрения объяснить нельзя. У
некоторых персонажей по какой-то причине начинаются знаменитые трясунчики а-ля
азиатское кино про привидений. Мы можем иногда видеть в галлюцинациях очкарика
некого хмыря с не очень удачным гримом, который для себя так и не решил, кто
он: зомби или демон. Этот тип любит носить косу, и мы даже в концовке
станем лицезреть мучительную смерть одного из мужиков (это сельскохозяйственное орудие
пробуравит его несколько раз со спины, что даст нам возможность полюбоваться на
не слишком качественно сделанные внутренности и неестественно коричневатую кровь).
Создатель этой безбюджетки очень уважает хоррор-классику, а в особенности такие
жутики как ЭКСТРО, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (увидим морские звёзды с щупальцами),
ФАНТАЗМ (будет показана компьютерная летающая продолговатость (не сфера), из
которой вылезают всякие сверляще-втыкающиеся приспособления) и, надо думать,
РОДСТВЕННИК (? – щупальца, проникающие в нос и рот). Спецэффекты могли бы быть
и получше. Меня, в частности, не устроила сцена скальпирования подростка
(довольно смехотворна). Да и компьютерная графика (лезвие косы в упомянутой
ранее сцене; лезвие ножа в сцене с ранением очкарика через глазок; “морские
звёзды” и многое другое) порой вызывала явное отторжение. Но будем думать, что
это всё-таки издержки бюджета, а не автора “сюра”. Вампиры здесь на самом деле
кровь не пьют (это я соврал, чтобы придать описанию сюжета эдакой
интриги), а являются хладнокровными убийцами. У них бледные лица с тёмными
зрачками, они ходят в цивильных чёрных костюмах и шляпах, являя собой кривой
вариант “людей в чёрном” (подсказка будет указана, так же как и всякие
упоминания про Джека-потрошителя, демонов и ведьм). Вообще впервые подобных
персонажей я видел в упырическом ужастике ОТРОДЬЕ (помните тот футуристический,
с коммунистическим душком фильм, где играл “Горец” из сериала?). Из извращений
упомяну момент, где один из “товарищей” трахал мёртвую девку, жертву незадачливого
“боксёра”. Что ещё? Актёрская игра плохая, и что особо обидно – исполнитель
главной роли замешан в этом. Я, конечно, понимаю, что бюджет, семья, дети,
плохая погода, квадратный мячик… но Андрей и его друзья – должно быть, люди
творческие, а кому, как не им, тянуть на себе столь важную ношу. Голоса актёров
и актрис затем дублировались, и, вы сами понимаете, что делалось это далеко
не профессионально. Иногда можно было выцепить отдельные юмористические нотки
(в разговорах людей, в сценах с бабулей-ведьмой, говорящей голосом Ельцина),
которые абсолютно не вязались с общим фоном картины. Порой казалось, что он,
юмор, вообще и не планировался, а так получилось, не специально. Для любителей
“погорячей” сообщу, что будут аж две “сиськосцены” (одна – на дискаче, где у
девки срывают верхнюю часть одежды и начинают дубасить, другая – момент с
переодеванием (героиня не очень симпатична)). Согласитесь, что не очень
сексуально, но ведь есть, за что уже хочется пожать режиссёру обе руки.
Наверное, кто-то задаётся вопросом, откуда у меня появился диск с этим фильмом.
Так вот, сообщаю: захожу я в родной видеопрокат и вижу на полке что-то с названием
про ужасы. Покрутив в руках, я примечаю, что это снял Исканов. Сначала я
подумал, что это его последняя работа про япошек, ролик которой мне понравился.
Но, придя домой, я убедился, что это его более раннее кино. Кстати говоря, мне
было бы очень любопытно, каким образом VISIONS OF SUFFERINGS попал к
господину Дольскому, для которого он, наверное, стал полнейшим шоком, так как
столь мало он за свою карьеру не переводил (только вступительные анимационные
титры, идущие под интригующую бойкую музыку, далее следовала русская речь).
Поскольку сделала это пиратская контора, остаётся догадываться, каким образом
копия попала к ним. То ли это кто-то недобросовестный, кому дали посмотреть,
совершил пиратское злодеяние, то ли это своеобразная пиар-акция данного релиза,
на которую я, к слову, попался. Подводя итоги, хочу сказать, что ВИДЕНИЯ УЖАСОВ
не рекомендуется поклонникам хорроров из цикла “умри быстрее, тупой
подросток!”, не понравится он и людям, любящим умное кино, но вот ценители
андеграунда могут посмотреть это и даже получить определённое удовольствие. Да
и нам, россиянам, никак не мешает ознакомиться с творчеством действительно
талантливого человека (во всяком случае, в сравнении с чем-то похожей на неё
работой ЛЁД ОТ СОЛНЦА Эрика Станце я отдаю явное предпочтение искановской, и
вовсе не по патриотическим соображениям). Перед нами пример, как простой российский
человек сумел пробиться так далеко и в отличие от вертихвостки Жанны Фриске
действительно заслуженно вписал своё имя в великую и ужасную IMDb – интернет-кинобазу, в которую мечтает попасть
любой здравомыслящий, связанный с миром кино человек. Ну что же, будем ждать появления новой картины
Андрея Исканова о злодеяниях японцев, и надеюсь, что она будет ещё лучше, чем
эта.