Вий (1967) СССР
(итк Viy or Spirit of Evil)
Режиссёры: Александр Птушко & Георгий Кропачёв & Константин Ершов
В ролях: Леонид Куравлёв; Наталья Варлей; Алексей Глазырин; Николай Кутузов; Вадим Захарченко
После занятий в духовной семинарии бурсаки (студенты этого заведения) отправились… пьянствовать и распутствовать. Трое из них веселились до такой степени, что не заметили, как повечерело. Чтобы не оставаться на открытом воздухе на всю ночь, они попросили крова в близлежайшем доме, стоящем на отшибе. Там их встретила бабулька, которая ни в какую не хотела их пускать, но те своей наглостью настолько разжалобили её, что она согласилась принять их, но поставила собственные условия. Каждый из молодых мужчин лёг в разных частях дома. Философ Хома Брут получил место в хлеву среди бурёнок и сена. Толком поспать ему не удалось, поскольку старушка пришла к Хоме на огонёк и недвусмысленно принялась его домогаться. Бурсак сопротивлялся, но старая карга словно загипнотизировала его, а затем ещё и оседлала, словно коня, после чего, подгоняя метлой, понеслась с ним в небо. Брут испугался и из последних сил скинул бабку с себя, после чего стал бить её подвернувшейся под руку деревяшкой. Но тут она внезапно превратилась в молодую, красивую девушку и застонала о том, как ей хреново. Хома, увидев подобное преображение, со всех ног бросился наутёк. Спустя небольшое время в семинарию приехали гонцы от некого состоятельного и уважаемого в округе пана, которые сообщили, что босс послал их за Хомой Брутом. Дело в том, что доченька пана намедни вернулась с гулянок вся побитая, захворала и попросила отца, чтобы тот послал за Хомой, который должен будет отпевать её в течение трёх ночей (так положено). Отнекивавшийся было бурсак в итоге отправился с гонцами добровольно принудительно. Едва они успели прибыть на место, как панночка померла. Пан объявил Хоме, что заплатит тому 1000 червонцев за работу, но, если тот попробует убежать… Делать нечего, и молодому человеку пришлось поднапрячь все свои учёные мозги, вооружиться церковными книгами и выпить для храбрости. Вся проблема состоит лишь в том, что бурсаку предстоит отпевать не красну девицу, а ведьму (именно он её задубасил), которая постарается призвать все силы зла, дабы отомстить Хоме за свою поруганную жизнь…
Отечественная классика, которая по праву считается лучшим хоррором в истории нашего скромного вклада в жанр “фильмов ужасов”. Конечно, по ряду моментов эта картина устарела. Прежде всего это ряд спецэффектов и грим, в особенности Вия (над его гримом бились очень долго и упорно, и главная проблема состояла в поднятии тяжеловесных век), напоминающего потешных монстров из трэш-хорроров 50-60-х годов, коими любил баловаться Роджер Корман. Ещё в качестве минусов я бы отметил несколько затянутый пролог (до того, как Брут начинает отпевание) и слишком скоротечную концовку (само отпевание; его можно было всё-таки разнообразить). Ну и ещё в идеале не хотелось бы здесь видеть такой заметной юмористической составляющей. По крайней мере, если мы хотим действительно леденящего душу ужастика. Леонид Куравлёв забавен в своей роли, но лично мне не понравилась его несколько неадекватная игра. В моментах, где он вроде бы должен был оказываться в состояние первобытного ужаса, он лыбился. Увидел я ещё парочку ляпов. В первом случае, Хома чертил защитный круг по заметному незамытому следу (но это подметили и посетители IMDb). Во-вторых, когда камера стала вертеться, показывая нам изнутри верх, то было заметно, что из окошек горел дневной свет (а время было ночное). Это так, довольно мелкие придирки, не влияющие на общее восприятие. В остальном, картина великолепна для своего времени и способна держать, во всяком случае, во внимании современного подростка-сникерсоеда-мобилофана. Сцены в церкви и ночью в какой-то степени атмосферны, виртуозная операторская работа на грани фантастики, музыкальное сопровождение прекрасное. Над спецэффектами и декорациями трудился человек-многорук Александр Птушко, который по совместительству был ещё сценаристом и режиссёром в одном флаконе. Как более старший и опытный, он показал двум недавним студентам-недотёпам, где раки зимуют. Именно с его подачи мы увидели то, что мы увидели. Дело в том, что Кропачёв и Ершов хотели из своего режиссёрского дебюта сварганить высокохудожественное кино без намёка на ужасы. К счастью, этих ребят попросили, а мы получили Наше Всё. Поразительно реалистичные для того времени полёты летающего гроба, ушастые упыри, прикольно танцующий (!) скелет, будто позаимствованный из класса анатомии), пятиголовый скелетообразный Змей Горыныч, отпадный котик-монстрик а-ля ВУРДАЛАКИ (покажут на пару секунд), здоровенные руки из стен и, разумеется, хорошенькая “Кавказская пленница” Наталья Варлей. До сих пор поразительно, что ВИЙ мог быть снят в СССР того времени, но это так. Главным фактором стало то, что это была экранизация повести великого украинского писателя Николая Гоголя. Не так давно все мы видели вольный ремейк ВИЯ, названный ВЕДЬМОЙ, и ощущения остались, мягко говоря, не те. Кроме того, уже не первый год откладывается “истинный” ремейк, который должен был делаться за наши, а не за американские деньги. Как говорится: а воз и ныне там. Как мне кажется, виной всему провальный результат ВЕДЬМЫ и неудача Руминова с его МЁРТВЫМИ ДОЧЕРЬМИ. А именно в “звоночном” стиле и планировали творить своё детище авторы нового ВИЯ. Это судя по как минимум странному ролику. Я уже, в принципе, озвучил рецепт успеха потенциального ремейка: уберите хиханьки-хаханьки, сделайте концовку мрачной, нагнетайте атмосферу, используйте компьютерную графику умеренно, насытьте действие не только добротной музыкой, работой камеры, но и предоставьте персонажам побольше говорить по существу. И никаких ЗВОНКОВ, ни пропущенных, ни кассетных.