Вельд
(1987)
СССР
Режиссёр:
Nazim Tulyakhodzayev
В ролях: Yuri Belyayev; Nelli Pshyonnaya;
Giorgi Gegechkori; Tamari Skhirtladze; Genrikas Kurauskas
Ночь, туман, лес и близость болота. Двое рыцарей, облачённые с ног до головы в доспехи, с нетерпением ожидают, когда к ним подойдёт монах. Священнослужитель отчего-то стесняется показывать своё лицо и всячески клонит голову так, чтобы его личность осталась не узнанной (хотя кое-что можно разглядеть). Наконец он подходит к рыцарям и протягивает им каравай и после этого сразу удаляется. Один из них разламывает буханку надвое (видимо, чтобы поделиться с товарищем) и с ужасом обнаруживает, что внутри неё человеческие внутренности. В этот момент монах оборачивается, и мы видим свиную рожу, которая начинает зловеще смеяться. Вдалеке завиделся непонятный свет, рыцари восприняли его по-своему, выставив вперёд копья, погнали верных лошадей прямо навстречу чему-то зловещему. Недолго мучилась лошадка, точнее – рыцари – они столкнулись с пригородной электричкой. Два машиниста остановили поезд и стали всматриваться во тьму, окружающее близлежащее место – ничего, кроме кладбища и стоящего поблизости старика, пришедшего на могилку сына, они не увидели. Раскинув руки в стороны и сказав, что это место странное, они спешно стали отчаливать отсюда. Только мы, зрители, можем разглядеть, что фара их электропоезда окрашена в красный цвет, цвет крови.
Неопределённое будущее с ярко выраженным постапокалиптическим оттенком. В многоэтажном доме живёт семья, состоящая из четырёх человек (Майкл, Линда и их дети – 15-летний Питер и девочка лет 10-ти по имени Венди). Они уже который день слышат, как из детской доносится рычание каких-то животных. Майкл и Линда идут туда и заходят в комнату, которая оказывается телевизионным раем – все её стены представляют собой мониторы, проецирующие изображение (видимо, в будущем так и будет). Что же они там видят? А видят они африканскую пустыню, по которой вальяжно разгуливают всякие копытные, носороги, слоны и… львы. Вот их то рык они похоже и слышали. Один из этих хищников, казалось бы, заметил их (но это невозможно, ведь, это всего лишь телик) и побежал в их направлении. Майкл и Линда бросились к выходу и успели закрыть дверь, пока лев не успел их достать. Посмеявшись друг над дружкой и своими вымышленными страхами, они пошли спать. Только женщина выразила своё беспокойство по поводу того, что как только дети стали посещать эту комнату, их словно подменили – они стали какими-то отрешёнными и зловещими. Линда даже выдвинула предположение, что Питер (юный гений) что-то там подкрутил и сделал так, что телик постоянно крутит документальный фильм из жизни животных. Эти дети замышляют что-то недоброе.
Параллельно с этой историей пересекаются и другие. Одна из них про упомянутого выше старика, который вместе со своей старухой тоскует по умершему сыну, которому пришёл каюк в 14 лет. И тут как-то на ночь глядя он заявляется, делает разные полезные вещи по хозяйству и вроде бы собирается обжиться у своих престарелых родителей. Только он очень не любит, когда они спрашивают, кто он на самом деле.
Кроме этого, пересекаются истории о неком человеке, производящем двойников, на которых, с его слов, некоторые люди могут свободно вымещать свою злобу. По городу в тёмное время суток постоянно проезжает военная машина с находящимися внутри неё людьми, одетыми в противогазы и защитные костюмы, которая отлавливает и убивает расплодившихся двойников. И мимолётно пробегает история про психушку, наводнённую типовыми безумными пациентами.
Все они связаны между собой одним персонажем – Питером, который то и дело бродит по тёмным закоулкам этого странного мира…
Во многом забытая картина, снятая студией “Узбекфильм” по мотивам нескольких произведений знаменитого американского писателя-фантаста Рэя Бредбери. Согласно надписи, промелькнувшей в начале фильма, вельд - это название диких степей Южной Африки. Конечно, со мной многие могут поспорить, но я бы поставил эту картину на второе место после ВИЯ (тот с большим отрывом впереди) среди отечественных ужастиков. Хотя ужастиком его я бы назвал лишь отчасти, поскольку режиссёр Назим Туляходзяев был, видимо, озабочен несколько другими проблемами, нежели уклоном своего детища в хоррор. Картина, на мой взгляд, где-то после получаса излишне удалилась в философию. Это проявлялось в том, что многие из персонажей начинали произносить высокопарные речи, после которых хотелось зааплодировать в ладоши и сказать: “Профессор, я вступаю в вашу партию”. Улавливались и политические нотки, которые хорошо распознавались в моментах с бронемашиной (ох уж это неспокойное время перестройки). К тому же Рэй Брэдбери даже ещё более сложный для экранизации писатель, чем Стивен Кинг - это от меня слова оправдания для узбекского режиссёра. К видимым недостаткам также можно, пожалуй, отнести типично совковую атмосферу съёмок и убогую окружающую обстановку, где квартира, в которой проживает семья, похожа на пещеры какой-нибудь Мезозойской эры. А теперь о приятном. Меня очень порадовало начало с рыцарями, выполненное по лучшим канонам жанра, а также эпизоды, касающиеся детской телекомнаты. Многие, кто смотрел этот фильм ещё тогда (а он демонстрировался в кинотеатрах, причём с большим успехом – люди стонали от страха) вспомнят: хороший проезд камеры от лица (морды) льва, выбежавшего из “ленинской”, а также испуг женщины, увидевшей львиную лапу и кровавое окончание этой истории. Помимо Узбекистана, эта картина снималась на территории Литвы, пока ещё не отколовшейся от Союза. Словом, рекомендую просмотр этого фильма закоренелым фанатам хоррора, которые хотят разнообразить свой кругозор и узнать, что же мы сами можем, если захотим. Не одной американщиной и итальянщиной жив российский человек.
4/10
radu 2.07.05