Дневной дозор (2005) Россия
(итк Night Watch 2 итк Day Watch итк Night Patrol 2)
Режиссёр: Timur Bekmambetov
В ролях: Konstantin Khabensky; Aleksei Chadov; Yuri Kutsenko; Igor Lifanov; Sergei Lukyanenko
В стародавние времена был великий воитель Тамерлан, который завоевал гигантские территории. За счёт чего это произошло? Вовсе не от его выдающихся способностей, а оттого, что ему удалось добыть знаменитый “Мел судьбы”, который способен предсказать недалёкое будущее того или иного человека, возвернуть всё вспять и даже сделать так, как нужно человеку, намалевавшему этим самым мелом на какой-нибудь поверхности. Впрочем, Тамерлана обладание этим раритетом не спасло от смерти, и он упокоился в районе Самарканда.
Хоть убейте, не могу вспомнить, чем закончился НОЧНОЙ ДОЗОР. Вроде бы “шесточувственный” мальчик, сын главного положительного героя, перешёл на сторону зла, на крыше высотного здания. Нынче же “Ночной дозор” получает “телеграмму” о том, что какой-то хмырь напал на невинную бабку и проткнул её спину булавкой. Антон Городецкий тотчас вместе со своей стажёркой Светланой бросился на перехват негодяя. Вместо того, чтобы откапать бабульке валидола, юная девушка бросилась за шизанутым хмырём. Его поймать так и не удалось, но он тоже саданул её булавкой. Оказалось, что это был малолетний сын Городецкого, обращённый на тёмную сторону. И только лишь из-за этого он и не бы "замочен" на месте. После этого инцидента “Ночной дозор” выразил ноту протеста “Дневному дозору”, что, дескать, негоже так себя вести, поскольку все правовые нормы расписаны вдоль и поперёк. Внутреннее расследование пожурило виновника конфликта, и на том дело и замялось. Но вскоре произошло серьёзное ЧП: некий отморозок убил милую женщину из “Дневного дозора”. Подозрение пало на Антона, поскольку незадолго до этого он встречался с убитой, точнее – она встречалась с ним, предлагая ему пойти на день рождёния сына и подарить тому чёрную шапку. После того, как он её послал куда подальше, она уехала и была убита. Чтобы скрыться от незаслуженного позора и уголовного преследования свыше, Антону пришлось “поменяться телами” со знакомой колдуньей из светлых сил и отправиться на поиски “Мела судьбы”, который должен помочь ему разобраться “who is who”…
Продолжение НОЧНОГО ДОЗОРА пришло, и его создатели постарались, чтобы
каждый телезритель, радиослушатель, бомж и простой домосед знал, что ДНЕВНОЙ
ДОЗОР вышел и на него нужно обязательно пойти, оставив деньги в кассе кинотеатра
(это и бомжей касается). Я, как и обещал, массовому гипнозу поддаваться не стал
и преспокойно дождался появления оного в родном видеопрокате. Правда, когда я
его брал, на меня посмотрели как на умалишённого. Типа, как это так, не знать
Шона Коннери, ерунда какая-то. В смысле, когда все уже посмотрели, брать с
невозмутимым видом. Итак, раскладываю всё по полочкам. Для начала хочу
отметить, что не быть мне великим рецензистом и писателем, потому как мои
откровения не были прочитаны ни Бекмабетовым, ни его верным оператором, ни
Константином Эрнстом. Здесь буквально табунами шныряют отечественные звёзды,
среди них – усопшие, крупные планы чередуются один за другим, операторская
работа хаотична, реклама в картине не просто дерзкая, но и чрезвычайно
раздражающая, сюжет представляет собой жалкое зрелище. Со звёздами всё ясно –
они намагничиваются к таким широкомасштабным проектам, и от них можно
избавиться только одним путём – закатать в бетон и построить на данном месте
трансформаторную будку. Оператору же надо бы оторвать его руки и засунуть в
одно место, чтобы он больше не занимался самоуправством. Создалось такое
впечатление, что сценария у фильма не было, а присутствовал лишь сюжет, от
которого и отталкивался режиссёр этой картины. Иначе чем объяснить совершенно
необязательные вставки с персонажами, которые потом нигде не появлялись, либо
подобный эпизод не повлечёт за собой дальнейшее развитие. Всё, что называется,
притянуто за уши. Особенно выделяется
главная составляющая – “Мел судьбы”, который не сыграет здесь фактически
никакой роли. Да и что-то подобное я уже где-то видел – финская КНИГА СУДЕБ, к
примеру. Похоже, неправда ли? Бекмамбетов попытался намешать сюда, что только
возможно и нельзя, включая ни к чёрту ненужные кусочки с показом футбольных и
хоккейных трансляций, сопровождаемые ненавистным комментатором Виктором
Гусевым. В довесок будет натуральное постукивание баскетбольным мячом – видимо,
для того, чтобы угодить американцам, которые прибалдели от НОЧНОГО ДОЗОРА. Я
думаю, что люди хоть сколько-нибудь разбирающиеся в кино понимают, что подобный
их интерес, да и жителей других стран, связан с тем, что ДНЕВНОЙ ДОЗОР не похож
ни на какие другие киноленты. Вот, собственно, и все его достоинства, если не
считать спецэффекты, о которых я скоро выскажусь. Вы знаете, я сильно зауважал
америкосов, когда узнал, что они поудаляли все сцены с Гошей Куценко в
предыдущей части. По-моему, невооружённым взглядом видно, что этот дистрофик
является другом каких-то влиятельных людей, которые и продвинули его в кино. Не
думаю, что я бы испугался, если бы ко мне подошёл подобный “Антикиллер”. Честь
и хвала янки за то, что они сделали. Друзья мои (это я к американцам
обращаюсь), есть ещё работёнка для вас – у Гоши будет малюсенькая роль, которую
надобно будет вырезать. Маленькая, вероятно, оттого что создатели сами
ужаснулись, поняв, что Гоша Куценко – это дьявол во плоти, и если от него не
избавиться всеми доступными способами, то он устроит на Земле ад. Хронометраж
этого фильма немногим не дотягивает до 2.30, из-за чего уже где-то после 1.10 у
меня появились первые признаки нетерпения. Тимур Бекмамбетов – конечно, хороший
режиссёр, но во всём надо находить золотую середину. Я думаю, что и тут весёлые
американские парни проявят чудеса сноровки и урежут время до хотя бы 1.50.
Иногда авторы предлагают нам выдавить из себя улыбку, предлагая посмеяться над
весьма незамысловатыми шутками. Честь им и хвала – я одну сумел выдавить –
правда, кривую. Чуть не забыл, работа звукорежиссёра просто безобразная. Я как-то
обозревал полулюбительский зомби-хоррор, и там было нечто подобное, но то непрофессионалы,
а здесь доверенное лицо человека, снимающего высокобюджетный фильм. На протяжении
всего времени приходилось регулировать звук, поскольку диалоги были в разных звуковых
диапазонах. Особенно плохо приходилось мне, когда начинались ломовые сцены -
в такие моменты звук так ударял по ушам и громыхал, что весь дом вскакивал с
постели (время, знаете ли, было позднее). Теперь перейдём к практически единственному достоинству этого
высокобюджетного российского блокбастера – к его спецэффектам. МАТРИЦА,
ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ, идите в ж..пу. Я это не с иронией говорю. Работа
компьютерщиков исполнена на высочайшем уровне, и отдельные сцены выглядят даже
качественнее, чем в хвалёных буржуйских аналогах. Видно, что денег на это было
дано больше, и получилось всё гораздо лучше, чем в оригинале. Особенно
впечатляют глючное начало, словно вырванное из кошмаров какого-нибудь японского
арт-режиссёра, сцена дробиловки в гостинице “Космос”, проезд “Колеса обозрения”
по тротуарам, мочилово машин плёткой и поразительная по своей бредовости
экскурсия машины Жанны Фриске по стене здания с дальнейшим продвижением по
комнатам и коридорам. Эх, вот бы и режиссёр создал связное кино, сюжет бы
поудобоваримее, оператора попрофессиональнее, монтажёра из ЗЛОВЕЩЕГО ЭДА и
актёров понеприметнее. Глядишь, и получился бы первый отечественный фильм,
который можно было бы по праву назвать “выдающимся представителем
современности”. Но, боюсь, на такое денег не дадут. Кстати говоря, из ужасов здесь
почти ничего нет, отсутствуют даже вампиры, как это было в первой части (я имею
ввиду не на словах, а в действии). Так что, чем дальше – тем меньше от нашего
жанра. Подводя итог, скажу, что ДНЕВНОЙ ДОЗОР получился заметно лучше своего
предшественника, но это обусловлено лишь выросшим уровнем спецэффектов, но
никак не всего остального, поскольку сюжетная линия не впечатляет, любовная
линия не вдохновляет, и всё остальное как-то не трогает.