Люми (1991) СССР
Режиссёр: Владимир Брагин
В ролях: Андрей
Щербович-Вехнер; Вита Гребнёва; Надежда Бутырцева; Александр Потапов; Алексей
Селивёрстов
Если вы считаете, что Люми не существуют, то глубоко ошибаетесь. Скажу
более того, знаменитая сказка про Красную Шапочку Чарльза Перо была основана на
реальных событиях и прообразом для Серого Волка стало одно из этих существ. Люми – это
такая народность, жители которой являются смесью Снежного Человека и оборотня.
Раз в сто лет один их них приходит в наш мир, чтобы погубить множество народу,
прежде чем доберётся до заветной цели – маленькой невинной девочки в красной
шапочке. Согласно сказке, Волк должен будет съесть сначала бабушку, а потом…
Стоп, а потом придут охотники и спасут Красную Шапочку и её бабку. Хорошо бы
было так, как в сказке. Ведь в действительности существует охотник Гумперт,
прадед которого убил последнего Люми примерно сто лет назад. В жизни он
писатель и настрочил об этой народности немало интересного и был даже приглашён в
передачу “Клуб путешественников” (показывают Юрия Сенкевича), но теперь он активно обзаводится оружием, так
как именно он должен будет выполнить эту опасную миссию – убить мифологическое
чудовище. Итак, Люми появляется и, облачившись в человеческую одежду и
пользуясь попутками, начинает пробивать себе дорогу до той самой единственной и
неповторимой девочки, которая проживает в деревушке под названием… Люми.
Гумперт устремляется туда, поскольку и девочка и её родня ему не чужие. На
месте он предупреждает всех о скорой опасности, но те, разумеется, ему не
верят. До поры до времени, конечно, пока нечто не обнаруживает себя и не
открывает охоту на жителей деревушки и прежде всего – на “Красную Шапочку”.
Забудьте всё, что вы читали в сказке, в жизни всё гораздо страшнее и ужаснее…
В своё время, когда этот ужастик прокатывался в отечественных кинотеатрах, я к нему относился со снисходительностью (ещё бы – я тогда был взращен всяческими КОШМАРАМИ НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ, ЗЛОВЕЩИМИ МЕРТВЕЦАМИ и СУЕВЕРИЯМИ) и так в итоге и не пошёл на него. Спустя 15 лет мне представилась возможность посмотреть его. И уж не знаю, то ли время так приукрашивает каждый конкретный фильм, то ли что-то ещё, но я получил массу удовольствия. Честно говоря, я опасался характерной для картин тех лет “совковости”, которая проявляется во всяческих декламациях, политическим ноткам (ВЕЛЬД, к примеру) и показах обшарпанных общаг, кухонь и личностей в сомнительных наколках. Ничего этого здесь нет и идёт явный закос под западные киноработы. Все герои носят нерусские имена (явно прибалтийские, где, не исключаю, всё это могло сниматься), носят вполне пристойную одежду и не загружают нас разговорами о своём дерьмовом житье-бытье и талонах на еду. В этой работе проскальзывает изрядная порция иронии, и не единожды будут произноситься довольно забавные фразы. Из героев прикольным сделан военный-добряк. В то же самое время режиссёру удавалось моментами создавать подобие “атмосферы”, особенно в лесных пейзажах, коих будет предостаточно. Я не знаю, как назвать это: цитированием или пародией, скорее – тем и другим одновременно, но закоренелые фанаты жанра заметят явные отсылки к ПЯТНИЦЕ 13-ОЕ (девушка развешала бельё, и в этот момент…), к ВОЮ (эта же девушка что-то слышит снаружи и выходит ночью из дома – а там кто-то неровно дышит, и вокруг туман и тьма) и ещё, возможно, к чему-то ещё. Люми получился довольно комичным (тёмный плащ, закутывающий голову, сапоги), а в особенности его походняк. Но, к чести режиссёра, рожу монстра он не показывал очень и очень долго, что придавало этому хоррору загадки и мистичности. Кровушки тут, разумеется, нет, что неудивительно, учитывая усреднённость его жанра, страну-изготовителя и год выпуска. С голыми женщинами тоже туговато – одно “сиськообнажение” – да и то через прозрачную ночнушку. Но в целом, ЛЮМИ оставляет очень приятное впечатление, и после его просмотра хочется крикнуть о том, что и мы могЁм, когда захотим.