Режиссёр: Любомир
Кобильчук
В ролях: Сергiй Стасько, Свiтлана Артамонова, Павло Лi, Ольга Сторожук, Олексiй Забегаев.
Увы, в славянских странах
позиции хоррора никогда не были особенно сильны. И в России, и на Украине, и в
Белоруссии, и в Польше, Словакии, Словении – везде фильмы ужасов смотрят, в
кинотеатры ходят, коллекции собирают. Однако снимать – увольте, за этим к
американцам. Или к внезапно «окрепшим» в этом плане азиатам (только надобно не
забыть прихватить с собой чОрноволосую девочку). В странах бывшего СССР
практически ничего хотя бы минимально похожего на хоррор за последние лет
двадцать снято не было (любительские работы не в счёт). Конечно, можно
вспомнить фильмы вроде «Упыря» или по-настоящему шикарное «Одиночество крови» -
однако исключения на то и исключения, чтобы подтверждать правило. В последние
годы, тем не менее, чувствуются какие-то подвижки: всё никак не выйдут давным-давно
анонсированные «Мёртвые дочери», также снимают (или уже сняли) «Лифт», «Вий»
(на новый, трэшовый лад) и «Путевого обходчика». Скажите, вы хотели бы увидеть
российский слэшер? Я бы хотел. И возможно все мы когда-нибудь увидим… однако
нас снова опередили. Причём, соседи-украинцы: сняли фильм на свои собственные
средства, хорошенько его разрекламировали и…
И получилась
«Штольня». Прошу простить мне столь длинный пролог, пора бы уже перейти
непосредственно к фильму.
Как известно,
христианство пришло к нам, - в том числе и на Киевскую Русь, - отнюдь не во
времена мамонтов: ему предшествовали века язычества. Ныне живущие уже и
забыть-то забыли имена исконных славянских богов, однако забвение не значит
смерть. Боги по-прежнему живы; живы и их жрецы, скрывающиеся от глаз людских.
В один прекрасный
день группа разношёрстных студентов (включая непременного спортсмена-мачо и
столь же непременного ботаника в очках) отправляется на раскопки в древнюю
штольню (как здесь не вспомнить о «пещерной» новомодности: собственно «Пещера
2», «Грот» и «Спуск»… список теперь продолжают уже не американцы и англичане, а
украинцы). Поездка в самом начале омрачается нехорошим предзнаменованием –
машина с ребятами на борту «сбивает» птицу. Однако это не мешает нашим героям,
немного повизжав, продолжать путь, ведь впереди маячит любопытное приключение.
В лесу они встречаются с профессором и дальше двигаются пешком, машину,
естественно, оставив на въезде в чащобу. Для того, чтобы отыскать вход в
штольню (где, по слухам, находится древний идол бога Перуна), не понадобилось
много времени. Ночью становится понятным то, что некто ведёт за ребятами
наблюдение, - параллельно пропадает профессор, а парни и девушки, на свой страх
и риск, утром всё-таки спускаются в штольню. Вскоре они понимают, что
заблудились, а также, что в штольне помимо них находится кто-то ещё. Причём
этот «кто-то» настроен крайне недружелюбно.
Мне творение
украинских кинематографистов чётко напомнило сразу два фильма: упомянутую выше
«Пещеру» (она же «Пещера 2», в оригинале – “Cavern” или “Within”) и британский триллер «Яма» (“The Hole”).
Первый час посвящён
в основном конфликтам молодёжи, оказавшейся, мягко говоря, в стрессовой
ситуации. Имеются и смерти, но они кажутся случайностями – как минимум,
ловушками, устроенными незнамо кем – как максимум. Таким образом, «Штольня»
большую часть времени производит впечатление эдакого survival-фильма, при этом вполне атмосферного и
изрядно попахивающего хоррором. В дальнейшем же выясняется, что всё не так
просто, и дело не только в том, что любители приключений банально заблудились и
таким образом нашли себе на задницу недетские… гм, опять же, приключения. В
финале любой, даже не особо внимательный зритель поймёт, что смерти были отнюдь
не случайны, поэтому «Штольню» можно с очень большой (прямо-таки огромной)
натяжкой, но всё-таки назвать слэшером. Хотя от той же «Пещеры» здесь куда
больше, чем от… мм, к примеру, ирландского «Самайна» (с классическими слэшерами
сравнивать не хочется, всё же речь не о летнем лагере).
Что ж, первый блин НЕ вышел комом. Откровенно порадовала сама штольня: антураж подобран великолепно. Атмосфера на уровне той же «Пещеры» и «Грота», - уже за это хочется пожать руку молодым украинским кинематографистам. Снято всё также достойно – картинка радует глаз. Молодые актёры вполне справились со своей задачей – оскароносной игры здесь нет, но выглядит всё достаточно убедительно. Хорош и саундтрэк – уместно и в тему, что называется. А теперь о плохом: смерти не сильно интересны, да и особенной крови хоррорманы здесь не дождутся, - разве что есть пару (не)приятных моментов. А финал откровенно глуп. Однако всё равно данную картину я посмотрел не без интереса и не без удовольствия. Её действительно можно считать хоррором, и дай бог, чтобы за ней последовали другие. Если таковые будут не хуже «Штольни», за хоррор-кинематограф наших соседей можно не волноваться. Ставлю 6 из 10 без всяких скидок на «страну-производителя».