Волки*
Режиссёр: Michael
Wadleigh
В ролях: Albert Finney; Diane
Venora; Edward James Olmos; Gregory
Hines; Tom Noonan
Достаточно (я бы даже сказал – крайне) редкий в наших краях фильм, который совершенно случайно попал мне на сборнике (ох уж эти сборники...), вместившем в себя как известные хорроры («Ужас Эмитивилля», «Пещера» и проч.), так и малоизвестные («Рука» и те же «Волки»). Ещё до начала просмотра данное кино было как минимум любопытным благодаря нескольким фактам: году выпуска (1981 – то бишь, не современная молодёжная штамповка, а «золотые 80-е»), и участию, прямо скажем, небезызвестных актёров (в главной роли, к примеру, Альберт Финни, а в небольшом камео засветился сам Том Уэйтс).
«Волки» -
экранизация романа известного как в родной Америке, так и в неродной России
Уитли Стрибера, достаточно популярного автора книжных хорроров.
Какой же
фильм ужасов без задающего нужный темп и атмосферу пролога? Не обошлось без
него и здесь. На первых минутах мы становимся свидетелями тому, как некто (или
нечто, - собственно, повествование частично даётся с «точки зрения» этого
самого нечто. Цвета, краски и звуки совсем другие – как тут не вспомнить
«Хищника», снятого многими годами позже?) нападает на богатую пару, а также
водителя их лимузина и буквально растерзывает людей на куски...
Конечно же,
полицейские приступают к расследованию, благо был убит не какой-то там бомж, а
чертовски известный и зажиточный человек. Дело ведёт детектив Дьюи Уилсон,
циник и просто уставший от жизни человек («Почему вы стали полицейским?» – «Я
люблю убивать»). Первое, что выясняется: нападение было совершено без
применения какого бы то ни было оружия – холодного или огнестрельного. Второе:
на кольце водителя обнаружены вудуистские символы, отсюда возникает мысль о
том, что служители этого культа могут каким-то образом быть причастны к
произошедшему. Но догадки догадками, а
убийства продолжаются. С одним лишь отличием – действие переносится в районы
нью-йоркских трущоб. К Уилсону тем временем присоединяются женщина –
криминалист-психолог и негр-коронер (который приходит к выводу, что те части
тела, которые вырвали у жертв, смертельно поражены: если печень, то цирроз... и
так далее, и тому подобное). Именно им троим и предстоит узнать страшную правду
об истинной природе убийцы... или убийц? В роли таковых наши герои подозревают
волков, - но большинство серых хищников в окрестностях Нью-Йорка или вымерли,
или ушли в другие края, или их попросту уничтожили «цари природы». В смысле, мы
с вами. Однако ещё живут на Земле те, кто с Ней в ладах: потому ключ к разгадке
дадут никто иные, как представители местной общины индейцев. И не надейтесь,
что речь идёт об обыкновенном оборотне.
В этом
фильме буквально бросается в глаза следующее: а) атмосфера – кварталы трущоб
выглядят не менее жуткими, чем в шедевральном «Кэндимене», б) замечательная
актёрская игра, в) навязчивый социальный подтекст (подсказываю: он имеет самое
прямое отношение к сюжету и в какой-то мере, - к происхождению «волков»). И
самое главное: за все два часа, даже при хроническом недосыпе, ну ни разу не
хочется зевнуть. Дабы не отвлечься и не пропустить всё самое интересное. Помимо
прочих плюсов (хотя есть и минусы: всё тот же социальный подтекст – авторам
фильма определённо не по душе всеобщая урбанизация и век тотальной
технократии), отмечу умеренную жестокость/кровавость. Это определённо радует
глаз.
Что же мы имеем в сухом остатке? Тёмный (НЕ в
плане качества «картинки»), мрачный, атмосферный фильм, достойный (хотя и
спорный во многих аспектах) сценарий, крепкую режиссуру, профессиональную
актёрскую игру, насилие и ещё раз насилие, замечательным образом подобранные
локации для съёмок... и дух 80-х. Определённо один из лучших оборотняцких (на всякий
случай оговорюсь, что «общепринятых» оборотней здесь нет) фильмов тех времён –
наряду с «Воем» и «Американским оборотнем в Лондоне». Пусть «Волки» и не столь
известны, а то и вообще – незаслуженно забыты.