Horror V Horror
Vargtimmen (1968) Швеция
(итк
Hour
of the Wolf)
Час волка*
Режиссёр: Ingmar Bergman
В ролях: Max von Sydow; Liv Ullmann; Gertrud Fridh; Georg
Rydeberg; Erland Josephson
Йохан и Альма Борг переезжают с материка на остров.
Маленький, удалённый от цивилизации и слабо похожий на Эдем. Тусклая трава,
мёртвые скалы и ледяной ветер... солнце? О да, солнце. Но оно не согревает.
Подстать природе и настроение супругов. Он – художник – не может спать ночью.
Ждёт рассвета, и лишь тогда – когда отступает непобедимая боязнь темноты – со
вздохом облегчения замертво падает на кровать. Она понимает, что с мужем
происходит нечто странное, но не в силах разобраться в причинах, не в силах
помочь.
Однажды на участке Боргов появляется загадочная,
пугающего вида старуха. Молвя о том, что ей 200 с лишним лет. И о том, где
хранится дневник Йохана. Быть может, там Альма найдёт ключ к разгадке
творящегося беспорядка в мозгах её любимого? И женщина начинает читать. А Йохан
– рассказывать ей о терзающих его кошмарах... рассказывать в Час Волка. В те
минуты, когда ночь сменяется днём. В те минуты, когда умирает большинство – и
большинство рождается. Позже супруги знакомятся с соседями... И те – словно
ожившие демоны из кошмаров Йохана. Галлюцинации или кошмарная реальность? Он
сходит с ума, и тащит за собой Альму... У этой пары нет будущего, потому что
смерть, кровь и безумие – не синоним будущего.
Я с глубочайшим почтением отношусь
к творчеству великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана. И тем интереснее
было ознакомиться с его единственной попыткой проникнуть на территорию хоррора.
Что ж... фильм оставил двоякое впечатление. Вы смотрели линчевскую
«Голову-ластик» и кубриковское «Сияние»? Всё это было ещё в 1968 году. Именно
симбиозом этих – снятых десятилетиями позже – фильмов и кажется «Час волка».
Игра Макса фон Сюдова и Лив Улльманн безукоризненна. Настрой таков, что сходят
с ума не только герои обозреваемой ленты – такое впечатление, что сходишь с ума
сам. Тяжко, гнетуще, мрачно. Музыкальное сопровождение идеально. Но... но, но,
но. И ещё раз «но». У «Часа волка» отсутствует сюжет. Напрочь. Происходящее
кажется бредом, но не кажется гениальным артхаусом. Диалоги хороши, но словно
существуют в отрыве от фильма. Отдельно. В другой вселенной. Концовка –
шокирующе резкая и отвратительно дурацкая. Первая мысль: оборвали плёнку. Она
же мысль вторая и третья.
Сумбурно и невнятно – вот общие И главные впечатления от
данной работы Бергмана. А потому – мне очень жаль, но придётся обойтись без
высокой оценки.
6/10