Son of
Frankenstein (1939) США
Сын Франкенштейна*
Режиссёр: Rowland V. Lee
В ролях: Basil Rathbone; Boris Karloff; Bela Lugosi; Lionel Atwill; Josephine Hutchinson
Барон фон Франкенштейн мёртв.
Казалось бы, жители расположенной у его замка деревни могут вздохнуть
спокойно... Нет. К великому их сожалению, на смертном одре Генри передал
завещание бургомистру, - согласно этому документу последний обязался уведомить отпрыска
барона, Вольфа фон Франкенштейна, о кончине отца и доставшемся ему наследстве.
Что и происходит. Вольф вместе со своей семьёй, красавицей-женой и
крохой-сыном, покидает США и направляется в немецкую глушь, где и распологается
фамильный замок. Места, мягко говоря, жутковатые. Равно как и само строение.
Плюс местные, настроенные по отношению к «гостям» крайне недоброжелательно;
инспектор даже предупреждает молодого Франкенштейна об опасности ему
грозящей... ведь одно имя этого рода созвучно проклятию. Кроме того, в
окрестностях по-прежнему находят трупы, несмотря на то, что чудовище словно
кануло в Лету. Но всё это мало волнует Вольфа... Он рад, что оказался в родовом
гнезде, и крайне заинтригован: в первую же ночь, в библиотеке наш герой
обнаруживает записи отца; вся суть исследований – в этих бумагах.
Следующим утром Вольф
отправляется на прогулку по своим новым владениям, в ходе которых обнаруживает
лабораторию отца и знакомится с помощником барона, уродом и, прямо скажем, не
самым высокоморальным типом – Игорем. Который приглашает Вольфа в подвал
мрачноватой избушки, где демонстрирует Франкенштейну создание его отца...
Монстра, находящегося в коме. Поддавшись уговорам Игоря, Вольф пытается вернуть
чудовище к «жизни», однако всё ограничивается парой гримас и нечленораздельным
рыком. Всё. Такое впечатление, что вытащить его из комы невозможно. Неверное,
кстати, впечатление. Так как вскоре сын Вольфа рассказывает ему о встрече с
неким «великаном»... да и сам Франкенштейн-младший оказывается лицом к лицу с
благополучно ожившим монстром. Его недомертвец не тронет, - зато тронет других,
вернее убьёт. Тех, кто в своё время отправил Игоря на виселицу, которую тот
прошёл и остался в живых... но злобу естественно затаил. Пропадает и Бенсон,
дворецкий Франкенштейнов (а «великан» дарит маленькому сыну Вольфа часы...
Именные. Часы Бенсона). Становится ясно, что монстр представляет собой ни что
иное как послушное и страшное орудие в руках безумного выродка Игоря, которому
действительно самое место на виселице. Местный инспектор, прекрасно понимая,
кто является убийцей и кто ему благоволит, намеревается арестовать Вольфа,
Вольф, в свою очередь, намеревается избавиться от Игоря и чудовища, а
чудовище... у него свои планы.
Если практически вся линейка фильмов студии Universal, посвящённых самому известному в мире кровопийце, обязательна к просмотру всем уважающим себя хоррорманам, то с лентами о монстре Франкенштейна дела плохи. На мой взгляд, подлинной классикой, притом не чисто номинальной, а более чем достойной просмотра и в 2007-ом году, являются лишь три: «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна» (подлинный шедевр!) и... «Сын Франкенштейна». Плюс, возможно, намного более поздний «Дом Франкенштейна». Собственно, так они и следуют в хронологическом порядке. Здесь (в обозреваемом фильме, само собой) в полной мере наличествует жутковатая атмосфера, за что следует благодарить совершенно изумительные, впечатляющие своим размахом декорации; есть определённый драматизм и напряжение... а также замечательные актёрские работы Бэзила Рэтбоуна (Вольф), Бориса Карлоффа (монстр), и блестящая, что называется, за гранью – Белы Лугоши, исполнившего роль Игоря. Тот самый случай, когда продолжение лучше оригинала, в данном случае – «Франкенштейна» 31-го года.