The
Shining (1997) США
Сияние*
Режиссер: Mick
Garris
В ролях: Steven
Weber, Rebecca De Mornay, Courtland Mead, Melvin Van Peebles, Wil Horneff, Pat
Hingle, Elliot Gould
Джек Торранс – писатель и по совместительству алкоголик.
Из-за пагубной любви к выпивке он теряет работу, а позже – едва не теряет жену,
Уэнди, и маленького сынишку, Дэнни. Мальчугана, к слову, обладающего
паранормальными способностями. Дэнни не особенно общителен, скорее замкнут,
однако друг у него всё-таки. Некто Тони. Пусть и воображаемый. Который однажды,
тёплым солнечным деньком, является мальчику и предупреждает того о смертельной
опасности, ждущей всю семью... в отеле «Оверлук». Именно туда часом раньше
устроился работать Джек. Смотрителем. На полгода, - включая жестокую в тех
краях зиму. Жестокую настолько, что обитатели отеля оказываются отрезанными от
цивилизации. Возможно, Тони прав – у отеля дурная слава. Там произошло немало
смертей, последней из которых было самоубийство прежнего смотрителя, который
перед тем как разнести себе голову из дробовика, отправил в мир иной
собственную семью. Когда семейство Торрансов всё-таки переедет в «Оверлук», они
очень скоро убедятся в том,что отель живёт своей собственной жизнью. Злой
жизнью. Являясь своего рода проводником смерти и безумия... Как бы Джеку не
повторить историю своего предшественника...
Знакомо, не правда ли? Конечно, сразу же
вспоминается бессмертный хоррор Стенли Кубрика. Гениальный с точки зрения
режиссуры и актёрской игры Джека Николсона, однако провальный с точки зрения
тошнотворной игры и образов его «коллег», в результате чего лично я так ни разу
и не смог досмотреть «Сияние номер 1» до конца. Кинг же пошёл дальше и объявил
работу Кубрика одной из самых неудачных своих экранизаций. В результате чего
спустя без малого 17 лет на свет появился телесериал под тем же названием,
только на сей раз целиком и полностью соответствующий книге-исходнику.
Режиссёром выступил Мик Гаррис, в фильмографии которого – далеко не одна
экранизация кинговских творений («Противостояние», «Автострада», «Верхом на
пуле», «Лунатики», «Безнадёга»). Не прирождённый талант, а скорее крепкий
ремесленник. До Кубрика ему определённо очень и очень далеко. Также как и
Стивену Уэберу – до Джека Николсона. Зато в ролях Уэнди и Дэнни заняты Ребекка
ДеМорнэй и Кортланд Мид – вот они-то справились со своими задачами куда лучше,
нежели их предшественники. В остальном, можно сказать, что это повтор «Сияния
номер 1», разве что – как уже было сказано – чётко соответствующий книге, «от и
«до», и до безобразия нагруженный мильоном подробностей – телесериал есть
телесериал. Если сравнивать (уже слышу как многие топают ножками и визгливо
тявкают: «Святотатство! Да как можно!..») два фильма между собой, то можно
сделать следующие выводы. а) В «Сиянии номер один» была создана замечательная
атмосфера страха, и кажется, именно это было задачей Кубрика. А вот раскрытие
характеров господину режиссёру на удалось вовсе. Хотя, судя по всему, ему на
это было наплевать. б) В «Сиянии номер два» упор делается именно на
человеческие переживания, а страху, мистике и хоррору уделяется много меньше
внимания. В результате, как это ни парадоксально, ремесленник Гаррис снял более
впечатляющий фильм чем его коллега-гений. Что называется, вопрос формы и
содержания. Поклонникам творчества Кинга пропускать сие, на мой взгляд, никак
нельзя. Остальным следует подумать, выдержат ли они хронометраж в 400 минут.
Напоследок замечу, что ни «номер один», ни «номер два» шедеврами не являются. 6,5/10
Crown Vic
10.09.07