Shivers
(1975) Канада
(итк Frissons итк The Parasite Murders итк They Came from Within)
Паразиты-убийцы* (итк Черви итк Судороги итк Мерзость)
Режиссёр: David Cronenberg
В ролях: Paul Hampton; Joe Silver; Lynn
Lowry; Allan Kolman; Susan Petrie
Один “добрый” учёный посчитал, что у людей слишком много мозгов, и им элементарно не хватает плоти и… сексуальных удовольствий. Тогда на базе исследований по созданию паразитов, способных замещать недостающие внутренние органы, он произвёл на свет иное поколение этих существ, которые при попадании в организм человека полностью контролировали его мозг, нажимая на его низменные и животные качества, связанные с постоянной потребностью в сексе и убийстве ближнего своего. Кроме этого, в человеческой утробе они воспроизводили новые личинки, которые заражали бешенством других людей, а те – других. Червеподобные паразиты были опробованы в только что построенной фешенебельной гостинице-пансионате, находящейся на острове и имеющей в себе все последние чудеса науки. Через водную систему они забирались людям в рот и… другие части организма, способные пропустить их внутрь носителя. Нам предстоит проследить за судьбой нескольких пар, которые станут невольными свидетелями этого кошмара. А история начнётся с того, что тот самый профессор убивает свою малолетнюю студентку, которая была им же заражена, задушив её и разрезав ей живот, а затем кончает жизнь самоубийством. Другой доктор, вызванный убивцем, обнаруживает мёртвые тела и вызывает полицию, а после этого начинается всё то, о чём я сказал ранее…
Шокирующий, кошмарнейший (в лучшем смысле этого слова) хоррор от знаменитого любителя патологических картин, канадца Дэвида Кроненберга. Будучи всего лишь создателем подпольных работ, он приносит в канадскую студию независимого кино “Cinefix” (аналога кормановского американского “New Horizonts”) свой новый сценарий под названием “Shivers” в надежде получить на это денег и стать режиссёром этой картины, первого, кстати говоря, отечественного ужастика. А в ту пору, надо сказать, что-то подобное практически не снималось, а людей пичкали фильмами про графа Дракулу и мрачные древние замки. Боссам студии сразу же понравился сценарий. Даже не дочитав его, они одобрили данный проект, но протестовали против того, чтобы не имеющий опыта Кроненберг брался за реализацию этого фильма. Целых три года они мурыжили Кроненберга, вешали ему лапшу на уши, пытались купить сценарий, предлагали Корману сесть в режиссёрское кресло, но упёртый канадец ни в какую не сдавался. В итоге он добился своего, получив финансирование (не слишком большое, так как проект был малобюджетным) и время в количестве 15 суток. Плюс 2-ое суток на всякие утряски (что бы это значило?). На собрании творческой группы ДК не знал, кто там есть, и кто чем занимается. Он произнёс пламенную, пафосную речь, и работа закипела. Профессиональных актёров было очень мало, а денег и того меньше – поэтому был брошен клич с предложением прийти на кастинг простых прохожих, из которых в итоге и состоялся костяк команды. Кроненбергу уже по ходу съёмок, проходивших в бешеном ритме, пришлось вдалбливать “актёрам ” и “актрисам”, что от них требуется. Помимо этого, съёмочной группе требовались локации в виде многочисленных комнат, которые решено было найти методом расклейки объявлений в лифтах жилых домов. Люди за умеренную плату соглашались предоставить своё обустроенное (обязательный фактор) жилище под кинооборудование. В одной из таких комнат режиссёр и жил все эти дни, дабы не отрываться от съёмочного процесса хоть на минуту. В ней, между прочим, вместе с ним обитали все те червяки, которых сотворил гениальный мастер по специальным эффектам Джо Бласко. Чтобы не забыть, упомяну о случае, произошедшем спустя значительный период времени после премьеры SHIVERS. Дэвид Кроненберг повез эту ленту на кинофестиваль в какой-то захолустный немецкий городок, в котором, кстати говоря, он по сей день проходит. После показа фильма один из бюргеров поднялся со зрительского кресла и обратился к режиссёру, сказав, что тот, дескать, “слизал” образ Чужих из одноимённого научно-фантастического ужастика. На что Кроненберг возразил: “Эту картину я снимал задолго до появления ЧУЖОГО”. В интервью он отметит, что Дэн О’Бэннон (сценарист ЧУЖОГО) смотрел ПАРАЗИТОВ-УБИЙЦ и сам признался в этом. Так что все эти вылезания червяков из живота (а такой момент будет), их нахождение в человеческом организме и прочие факторы были явно вдохновлены этим фильмом. Да и название гостиницы ассоциируется с именем звездолёта в ЧУЖОМ. Всякие там подкожные пульсирования, изображающие перемещение паразитов, исполнялись при помощи надувания в нужный момент воздушных шариков и презервативов, умело замаскированных под цвет кожи. Режиссёр отмечает, что точно таким же способом изображались аналогичные видоизменения героини Линды Блэр в ЭКЗОРЦИСТЕ, снимавшемся примерно в то же время (хотя никто ни с кем не сговаривался и ни у кого вроде бы не воровал идеи). Особо забавляет невыдуманная история про канадскую комедийную актрису Сьюзан Петри (играет жену мужика, которому через водяную струйку в рот попала хрень), которая решила сняться в SHIVERS, потому как это обещало ей серьёзную драматическую роль, поскольку всё время пришлось бы играть слезливую, горем убитую барышню. В итоге оказалось, что с такой ролью она справиться не в силах, и она попросила режиссёра, чтобы тот перед “плаксивыми” сценами делал ей пощёчины. При этом они достигли такого результата, что пощёчины стали больше походить скорее на удары, чем на лёгкие шлепки. Только таким способом Петри удавалось выдавить из себя слезу и придать себе душевный упадок. Плюс к этому, перед исполнением сцены она иногда резала лук. Вскоре в коллективе прошёл слушок, что Кроненберг позволяет себе избивать актрису, и за неё даже вступилась почтенная тётя. ДК пришлось уже по ходу съёмок познавать все азы режиссёрского мастерства и других, смежных с ней профессий. Как он говорит, первым испытательным полигоном стали ПАРАЗИТЫ-УБИЙЦЫ, вторым – БЕШЕНЫЕ (RABID). Так что вы сами, глядя на эти две работы, можете проследить за тем, как оттачивается мастерство Кроненберга.
Если говорить о личных впечатлениях об этом хорроре, то это единственный фильм из “эпохи видеосалонов”, который при его просмотре в зале вызвал у меня приступ тошноты, и мне пришлось уйти где-то на 40-й минуте, так и не досмотрев его. Поэтому в моей памяти он навсегда останется как самый тошнотворный жутик. Будет много попаданий червяков из тела в тело: рот в рот, при контакте с водой, из стиральной машины, и одной женщине, принимавшей ванну, эта тварь заползёт прямо между ног (натуральное изнасилование – во всяком случае, так показано). И вообще когда начнётся массовое безумие, то пойдут сплошные изнасилования, лишь обозначенные, но так и не показанные. Мужики будут нападать на баб, бабы на мужиков, бабы на баб, мужики на мужиков. Сцены с невольными гомиками выглядят очень комично. Покажут много женских сисек, а в конце и всё остальное, хотя и отрывочно. Герои блюют, бьют друг друга тяжёлыми и острыми предметами, лезут целоваться, плещутся в своей и чужой крови. Паразиты, кстати говоря, при внешнем контакте вызывают сильнейшие ожоги. Особенно хороша сцена с их нападением на доктора. Концовка у этой картины, как и положено, мрачная. При желании здесь есть к чему придраться (мне, в частности, не понравились замедленные кадры (напоминает нелюбимого мною Буттгерайта), несколько бедноватая в смысле сюжета обнажёнка), но давайте не забывать, какой это год, кем был тогда Кроненберг, и чего он добился при его возможностях.