(итк Incubus итк The Evil Eye итк The Girl Who Knew Too Much)
Девушка,
которая слишком много знала*
Режиссёр: Mario Bava
В ролях: Letícia Román; John Saxon; Valentina Cortese; Titti Tomaino; Luigi Bonos
Этот
достаточно редкий, чёрно-белый (немудрено, ведь он снят более 40 лет назад!) фильм
может быть интересен как минимум по трём причинам. Во-первых, «Девушку...» снял
Марио Бава. Во-вторых, данная лента многими считается первым giallo в истории жанра. В-третьих,
одну из главных ролей здесь исполняет ещё совсем молодой Джон Сэксон.
Итак,
как поясняют нам в прологе, абсолютное большинство американцев только и делают,
что мечтают о римских каникулах. 20-летняя жительница Нью-Йорка по имени Нора
Дэвис (к слову, её любимым чтивом являются дешёвые детективные романы) – среди
них. Не успела она выйти из здания аэропорта, как её случайного знакомого и
попутчика арестовывает полиция. Хорошенькое начало, не правда ли? Впрочем,
дальнейшие события куда более позитивны: Нора приезжает к нежно любимой тётушке
Этель, где знакомится с Марчелло, лечащим врачом старушки и просто обаятельным
молодым человеком.
Увы,
«позитив» был недолгим. В первую же ночь происходит несчастье – Этель умирает.
Нора пытается дозвониться врачам, в том числе и Марчелло, но тщетно. Что
остаётся делать девушке? Конечно, только своим ходом добраться до больницы и
попросить помощи. Но лучше бы она не покидала дом... На полдороги местный
воришка пытается вырвать у Норы сумку, - заканчивается неравная схватка вполне
предсказуемо: девушка падает, ударяется головой о камень мостовой и теряет
сознание. Когда оно к ней возвращается, Нора видит нечто, что заставляет её
вновь отключиться. Дело в том, что на её глазах мужчина – средних лет и весьма
интеллигентного вида – убивает незнакомую нашей героине девушку, всаживая той
нож в спину. На следующее утро Нора оказывается в больнице. Врачи и полицейские
категорически отказываются верить бедняжке: ведь следов преступления не
найдено, равно как и трупа.
Девушка,
тем временем, переезжает в дом знакомой своей тётки, параллельно раздумывая над
тем, как же доказать окружающим, что она не выдумщица? Здесь нельзя не отметить
страшноватый штришок, касающийся нынешнего места её жительства: в закрытом на
ключ кабинете хозяина дома (итальянца, работающего, по словам его супруги, в
Швейцарии) находится его портрет. Сходство с лицом увиденного Норой убийцы –
стопроцентное. Чем дальше, тем «веселее»: служанка рассказывает девушке о том,
что ровно десять лет назад буквально на пороге этого дома произошло страшное
убийство. Всего же таковых было три. Фамилия первой жертвы начиналась с буквы
«А», второй – с буквы «B», третьей – с буквы «С». Незнакомец, позвонивший в дом тем же вечером,
намекает Норе на то, что её собственная фамилия начинается с «D». И если не предпринять
решительные действия (вот только какие?), девушка в скором времени рискует
превратиться в медленно остывающий трупик...
Чем дальше я знакомлюсь с творчеством великого итальянца, тем больше убеждаюсь, что слабых фильмов у него – раз-два и обчёлся. От просмотра «Девушки...» я остался в полном восторге. Стоит ли упоминать блестящую режиссуру и работу оператора, когда речь идёт о фильме Бава-старшего? В плане жанра это, пожалуй, что-то вроде прото-giallo, - кроме того, чувствуется сильнейшее влияние триллеров-детективов авторства Хичкока. Диалоги безукоризненны, не обошлось и без некоторого рода тонко выверенных комичных эпизодов. Актриса в роли Норы – раз, очаровательна, два, прекрасно справилась со своей ролью. Ну а то, что Сэксон является хорошим актёром (и являлся таковым ещё в начале 60-х), думаю, не подлежит сомнению. Сюжет? Что ж, в «сценарном» отношении «Девушка...» безусловно затягивает и не отпускает до самого финала. Который будет весьма любопытным. Отмечу, что здесь нет ни натуралистичных убийств, ни обнажёнки – но, простите, это Бава 60-х, а не Ардженто 80-х. Замечательное кино. Уверен, что я далеко не одинок в своём мнении.