Психо* (итк Психоз)
Режиссёр:
Alfred Hitchcock
В ролях: Anthony Perkins; Vera Miles; John
Gavin; Martin Balsam; John McIntire
Финикс, Аризона. Босс какой-то конторы даёт своей исполнительной работнице, прослужившей у него более 10 лет, “партийное” задание. Поскольку ей не здоровится, и сегодня пятница, то она будет должна положить 40 тысяч наличных долларов на банковский счёт. А эта самая работница, звать которую Мэрион Крейн, решает умыкнуть их, устав от однообразной и бесперспективной жизни. Сев в тачку, она мчится куда подальше, мысленно прокручивая в голове, что за ней уже отправляется погоня. Её усердность в бегах дошла до того, что она вместо того, чтобы заночевать в каком-нибудь мотеле, заснула в собственном авто, где её увидел бдительный полицейский. Он проверил её права, но, несмотря на их безгрешность, в нём закралось определённое подозрение, связанное со странным поведением женщины. Та, едва её отпустили, погнала в сторону магазина, где обменяла свой тарантас на новый, с доплатой (за этим опять же со стороны наблюдал тот самый коп). Дело близилось к очередной ночи, и идущий дождь лишний раз подкрепил её в мысли, что нужно срочно найти пристанище, где можно будет поспать, не рискуя обратить на себя внимание со стороны служителей правопорядка. Оно было найдено: лежащая на обочине от главных дорог дешёвая гостиница. Дама увидела свет в окошке стоящего неподалёку дома, и вместе с ним силуэт женщины. Она посигналила, и вышел молодой долговязый человек, который с распростёртыми объятиями встретил гостью, сославшись на то, что у него мало кто бывает, ввиду удалённости его гостиничного комплекса от больших дорог. Он пригласил Мэрион на чашку чая (в нормальном смысле этого слова) и показал ей её апартаменты, самые лучшие, за стенкой от него, чтобы она могла постучать, если что-то будет нужно. После задушевного разговора, из которого она узнала, что Норман Бэйтс занимается изготовлением чучел, живёт с больной матерью, хворь которой, впрочем, не мешает ей выражаться относительно приехавшей девушки. Попив чайку и поболтав, они пошли готовиться ко сну. Норман к маме, а Мэрион направилась в душ. Сначала мы могли заметить, что некто в соседней комнате откинул картину, и за ней оказалось проделанное отверстие-глазок, открывающее великолепный вид на спальню этого номера. Затем этот кто-то поставил всё на место. Моющаяся девушка не ждала подвоха ни с чьей стороны, и для неё было большой неожиданностью появление в столь интимной комнате дамы преклонных лет с ножом в руках, принявшейся наносить ей один удар за другим. Такого количества колото-режущих ранений не выдержал бы и отпетый уголовник, не говоря о только вступившей на неправедный путь девушке. Мамаша ушла, и до наших ушей донёсся голос Бэйтса, причитавшего, почему это его матушка в крови. Неужели случилось страшное? Парень пришёл и увидел окровавленную Мэрион. Он быстро сообразил что к чему и стал наводить порядок, прибирая всё и вынеся труп, который закинул в автомобиль зарезанной, а его утопил в ближайшем болоте.
На работе девушки хватились после выходных и поняли, что она может быть воровкой. Чтобы пока что не доводить дело до полиции, они наняли частного детектива, сразу же бросившегося вынюхивать все обстоятельства этого дела. Забеспокоилась и сестра Мэрион Лайла, которая первым же делом направилась к любовнику пропавшей. Он, естественно, сказал, что знать ничего не знает и не ведает. Хахаль Мэрион, Лайла и детектив вместе выйдут на след дома Бэйтсов. И каким же ужасающим открытием будет то, что мать Нормана умерла 10 лет тому назад…
Знаковый фильм в
истории жанра от маэстро саспенса Альфреда Хичкока по роману Роберта Блоча. Уже
давно признана классикой сцена в душе, которая снята просто гениально для
своего времени (это касается и монтажа, и операторской работы, и фантазии, с
коей это было сделано). Также многими цитируется и главная составляющая сюжета
этого шедеврального творения (не будем называть её, чтобы не спойлерить). К
примеру, ПЯТНИЦА 13-ОЕ 2 имеет отсылку
к ПСИХО. Облик убийцы вызывает явные ассоциации с началом эпохи “слэшеров”
конца 70-х – начала 80-х. Кроме душевой сцены (где героиня была голой, а
тщательная раскадровка и съёмка с нужных ракурсов позволили не показывать её
прелести, что в те годы было смерти подобно), отмечу убийство на лестнице.
Столь ранний год выпуска не помешал держать в напряжении не только тогдашнего,
но и нынешнего зрителя, создавая интригу и детективную завязку, граничащую с
мистикой. Здорово смотрятся моменты с Мэрион, которая сначала начинает
представлять себе, как обнаруживается её и денег исчезновение, а затем она то и
дело попадает в ситуации на волосок от разоблачения. Это типичный Хичкок,
снявший за свою карьеру гораздо больше триллеров и детективов, нежели
хорроров. Да и те не являются таковыми на 100 процентов. Ему подражали,
подражают и будут подражать всегда. Энтони Перкинс благодаря этому триллеру
прославился, но так по сути и остался актёром одной роли. Этому особенно
способствовало его появление в аж трёх продолжениях ПСИХО. К вышенаписанному
остаётся добавить, что этот чёрно-белый фильм не избежал участи “ремейкизации”.
В 1998 году голландец Гас Ван Сэнт приложил к этому свою чудовищную лепту.