Perfume:
The Story of a Murderer (2006) Франция, Германия, Испания
(итк Das Parfum - Die Geschichte eines Mörders итк Le Parfum - histoire d'un meurtrier итк Perfume итк El Perfume - Historia de un asesino)
Парфюмер: История одного убийцы*
Режиссёр: Tom Tykwer
В ролях: Ben Whishaw; Dustin Hoffman; Alan
Rickman; Rachel Hurd-Wood; Andrés Herrera
Сложно, ох как сложно написать
необыкновенный обзор на необыкновенный фильм, являющийся экранизацией
необыкновенной книги. Поэтому не буду даже и стараться, и сюжет оставлю в
покое. Ну разве что пару слов.
В смердящей помоями столице
Франции образца 18-го века у безвестной торговки рыбой появляется на свет
ребёнок, которого она намерена в буквальном смысле выбросить в реку, кишащую
нечистотами. К сожалению для люмпенши, новорождённый даже и не подумал
моментально отдавать богу душу, а вместо этого хорошо, по-детски пронзительно
заорал. Непутёвая мать отправилась на висельницу, а ребёнок выжил. Дабы со
временем превратиться в Жана-Батиста Гренуя, крайне странного, недалёкого типа,
при этом лишённого запаха и как никто другой чувствующего запахи чужие, как
природные, животные, так и человеческие. Неудивительно, что он вскоре преуспел
на поприще создания уникальных, не имеющих аналога духов. Жан-Батист стремится
к идеалу, однако для этого люди должны заплатить жестокую, также не имеющую
аналогов цену... ведь необходимый ингредиент для невиданного доселе миром
парфюма – молодые прекрасные девушки, чьи тела обладают ни с чем не сравнимым ароматом.
Поделиться которым они могут лишь будучи уже мёртвыми. А в этом лишённый
всяческих человеческих чувств и качеств Гренуй, по-прежнему абсолютно
беспристрастный и нейтральный ко всему кроме доселе неведомых ему запахов, им
поможет. И будет признан теми, кто его доселе ненавидел, ангелом и наместником
Бога на Земле...
Честно говоря, я абсолютно
индифферентен к литературе 20-го и 21-го века, как российской, так и западной.
Мне одинаково плевать на Сорокина с Пелевиным, на Коэльо с Мураками. Книгу немца
изрядно популярного Патрика Зюскинда у меня также по своей воле читать не было
никакого желания. Но в результате случилось так, как случилось и с «творениями»
того же Коэльо. «Парфюмера» мне банально подарили. Пришлось прочитать, и что
самое удивительное, - немало впечатлиться. Данную книгу (которую никак не
назовёшь «творением» в кавычках) я буквально проглотил. За один день. Стоит ли
говорить, что я был крайне заинтригован слухами о её экранизации? Вернее,
хотелось узнать, кто станет автором подобного амбициозного проекта, и насколько
попытка этого человека окажется неудачной. Что ж, автором стал незнакомый мне
Том Тыквер, главные роли исполнили преимущественно малоизвестные актёры (Дастин
Хоффман не в счёт), а из попытки получилась
не «попытка», а одна из лучших экранизаций когда-либо явленных свету.
Подкупает отсутствие даже
малейших попыток отступиться от сюжетной канвы романа.
Подкупает работа актёров.
Подкупает блистательно
перенесённый на экран дух «старой Европы», - предположительно Настоящей. С её
вонью, грязью и бесконечным смрадом. Ничего романтичного вы здесь не найдёте. И
слава богу.
Подкупает «картинка». Она
далека от того, чтобы называться «красивой», - она омерзительна в умеренном
смаковании отвратительных подробностей быта европейцев 18-го века, - но кажется
на 100% «реальной». Во время просмотра немало похвал (опять БЕЗ кавычек!) от
меня услышал оператор и за просто отдельные кадры, постановку света и т.д. и
т.п.
Подкупает игра молодого
британского актёра Бена Уишоу, сыгравшего Гренуя, - человека и одновременно
нелюдя среди людей.
Подкупает то... что, чёрт
возьми, мурашки табунами носятся по телу зрителя, и от экрана все два с лишним
часа не то что не хочется, - банально нет сил оторваться!
Необыкновенная книга. Необыкновенная история. Необыкновенный фильм.