Perfume:
The Story of a Murderer (2006) Франция, Германия, Испания
(итк Das Parfum - Die Geschichte eines Mörders итк Le Parfum - histoire d'un meurtrier итк Perfume итк El Perfume - Historia de un asesino)
Парфюмер: История одного убийцы*
Режиссёр: Tom Tykwer
В ролях: Ben Whishaw; Dustin Hoffman; Alan
Rickman; Rachel Hurd-Wood; Andrés Herrera
Толпа людей долбится в ворота тюрьмы, старшОй подгоняет охрану, дабы те побыстрее выводили из камеры чумазого парня. Вот они приволокли его наверх и вывели на балкон на обозрение народу. Люди стали выкрикивать в отношении заключённого весьма нелицеприятные реплики, касающиеся его скоропостижной смерти. Чтобы толпа наконец-то заткнулась, главный мужик стал зачитывать приговор, согласно которому этот парнишка Жан-Баптист Гринуиль, ученик парфюмера, будет распят на кресте, и ему нанесут многочисленные удары дубинкой по всяческим суставам и косточкам. Короче говоря, он не жилец.
События переносят нас назад. Франция, Париж, 30-е годы 18-го века. В самом вонючем месте этого именитого города, на рыбном рынке был рождён Жан-Баптист Гринуиль. Его мать, продавщица рыбы, родила его прямо под прилавком, перерезала пуповину инструментом для разделки рыбы и оставила там, думая, что тот сам помрёт (для неё это не в новинку – уже пятый подобный ребёнок). Сделав “дело”, она тут же встала за прилавок (!) и продолжила работу. Но её выдал крик мальчика, который оказался на удивление крепким. Женщина бросилась бежать, так как за подобные обращения с младенцами раньше судили весьма строго. Но её поймали и казнили, вздёрнув на петлю. Ребёнка определили в приют, где он благополучно (если не считать того, что в самом начале ему устроили “тёмную”) пробыл до того, пока не вырос в трудоспособного человека. На протяжении всего своего роста в приюте он любил нюхать всё подряд и мог определить за много метров, чего где растёт, движется, ползает и просто лежит – такой вот дар он получил от природы. Невероятный нюх всё время отвлекал его от выполнения непосредственных обязанностей. Когда он был продан здоровому мужику, ему пришлось заняться переносом кожи животных по всяческим лавкам. В один из таких дней он повстречал, а точнее сказать, унюхал красивую девушку, шедшую по улице с фруктами. Её аромат настолько поразил Жана-Баптиста, что он проследовал за ней, напугал и, боясь, что его обвинят в чём-нибудь нехорошем, с усилием закрыл ей рот. Когда он разжал руки, она уже испустила дух. Он понял, что совершил злодеяние, за которое можно понести заслуженную ответственность. Правда, колебался он недолго. Страсть к “нюхотворству” одержала победу. Он раздел девушку и стал её всю нюхать. К его сожалению, её запах он никак не мог унести с собой. Покинув место преступления, он навсегда озадачился проблемой удержания конкретного запаха, запаха человека (красивой девушки). В последствии он сделал “поразительный” вывод, что не может знать, как он сам пахнет. Это его здорово бесило. Как-то он пришёл с товаром к известному парижскому парфюмеру, дела которого в последнее время шли совсем неважно. Тот до этого хапанул чужой парфюм и решил использовать его в своих корыстных целях. Так как до этого он им чуток надушился, парень вычислил его замыслы и предложил свою помощь в раскрытии формулы этих духов. Очень быстро он достал все скляночки, даже не зная названий многих из них, и методом подмешивания и взбалтывания повторил формулу духов. Затем он даже самолично улучшил этот аромат, добавив собственных компонентов. На следующий день парфюмер пришёл к владельцу парня и выкупил Гринуиля. Он обучил молодого человека всему, что сам знает, рассказал ему о легенде, согласно которой в египетской усыпальнице при раскопке бала найдена амфора, которая сумела сохранить все свои благовония в течение тысячелетий. Парфюмер объяснил это тем, что вообще-то есть три этапа создания идеального аромата. Каждый этап включает в себя по четыре склянки с эксклюзивными запахами. То бишь получается 12. Но над ними над всеми должен возвышаться последний, тринадцатый аромат. Вот его то создать довольно проблематично, если не сказать невозможно. Учёные расшифровали 12 компонентов в амфоре, но 13-ый до сих пор не найден. Мастер Жана-Баптиста и не предполагает, что это может быть. Однако сам новоявленный ученик, похоже, догадывается, о чём идёт речь. Это ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ (знаете, есть такое кино с Аль Пачино?). Молодой человек откупается от своего учителя созданием новых формул, а тот за это даёт ему рекомендательное письмо к своим коллегам-парфюмерам из какого-то гоодишка, которые знают, как можно удержать запахи. Гринуиль собирает шмотки и уходит, чтобы без особых приключений добраться в искомое место. Там его берут в подмастерья, и он узнаёт, что, оказывается, запахи можно сохранять посредством жира, которым нужно обмазать искомое тело, запеленать его под тряпки или кожу, а затем при помощи острых предметов соскоблить и выпарить, из чего можно получить несколько капель драгоценного парфюма. Выяснив это, Жан-Баптист принялся за то, о чём мечтал всю свою сознательную жизнь. Он начал убивать окрестных девушек, проводить вышеуказанный процесс и капля по капле заполнять вожделенный пузырёк. Особо ему понравилась дочка здешнего влиятельного человека, рыжеволосая нимфа, очень ему напомнившая первую его жертву. Она то и должна стать главным компонентом в его адском коктейле благовоний…
Один из самых нашумевших фильмов года, который вызвал небывалый ажиотаж.
Данная картина является экранизацией произведения-бестселлера, побившего в своё
время все рекорды продаж. Как говорят в таких случаях: “Им не просто читались,
им зачитывались”. Довольно любопытным фактом является то, что этот мрачноватый
исторический мистико-триллер-драма заставил пойти в кинотеатры массу представительниц
прекрасного пола. Это довольно странно, так как по сюжету девушек там убивают
пачками. Любви здесь – кот наплакал. Тогда, наверное, интерес связан с самой
темой – парфюмерией. Хотя, конечно, не только. Но всё равно я шокирован. Многие
молодые дамы, как и некоторые мужчины, читали это произведение, причём задолго
до того, как стало известно о съёмках. Я, честно говоря, вообще понятия не имел,
с чем связана подобная истерия. Ну это так – вступление. Теперь об увиденном.
Меня ПАРФЮМЕР просто поразил. Давно я не испытывал подобного чувства после
просмотра (псевдо)исторических лент. И это несмотря на то, что она идёт почти 2
с половиной часа. Если на ВЛАСТЕЛИНЕ КОЛЕЦ периодически засыпаешь, то здесь
смотришь с неослабевающим интересом (опять же сделаю ремарку: я не читал романа
– так что мой интерес, возможно, связан с незнанием). Снято просто великолепно:
широкие планы, масштабность, нестандартная работа камеры, подчас снимающая под
немыслимыми ракурсами. Всякий нормальный исторический фильм имеет красивую
оболочку в виде показа старины, природы, одежды тех лет, замков и особой
атмосферы. Всё это здесь есть. Начало и вовсе даёт повод подумать, что смотришь
100%-ый ужастик. Нам показывают всякий смрад, червяков, блюющего мужика, крайне
отвратную сцену с рождением ребёнка. Как потом оказалось, больше ничего
подобного здесь не будет, но претензий к создателям у меня по этому поводу нет.
Вообще меня в последнее время стала исключительно раздражать идиллизация времён
тех лет. Со слов рассказчиков можно подумать, что всем тогда жилось хорошо и
была тишь да благодать. Режиссёр здорово передал примерные настроения той
эпохи. Убийства девушек здесь выполнены очень гламурно. Никакой крови нет,
красавицам наносится либо удар по голове, либо их душат, либо вообще ничего не
показывается (чаще всего). Мы видим лишь конечный результат в виде ”обработки”
жертв (им, помимо всего, удаляют волосы), а затем мёртвые обнажённые тела,
выброшенные где попало. Всё это демонстрируется без малейшего грамма
сострадания, и усилия Жана-Баптиста напоминают манипуляции робота made in Japan. Теперь
остановимся на ляпах. Только чьи это ляпы – я не знаю. То ли режиссёра, то ли
писателя. Об этом аспекте можно поговорить отдельно. Я вообще не знаком с
тонкостями этого произведения и не знаю, на что рассчитывал автор этого.
По-моему, это научная фантастика. А если это на самом деле так, то тогда особо
ретиво хулить создателя ПАРФЮМЕРА не стоит. Меня позабавило вот что. 1.)
Паренёк, видите ли, имея супернюх, каким-то образом умудряется точно передать
(до грамма) все компоненты. И не только передать, но и разлить всё это в
склянки. Я так думаю, что нюхать и разливать – две разные вещи. И если первое
можно приобрести от природы, то второе достигается исключительно опытом,
методом проб и ошибок. 2.) Как можно нюхать под воду? Особенно, не погружая
туда голову и находясь от этого места на почтительном расстоянии. Это же полный
бред. 3.) Герой фильма убивает девушек целыми охапками, и его никто очень долго
не может вычислить. А ведь он не просто убивает, но и должен донести труп до
своей хибары, где постоянно рискует быть замеченным (хибара то вообще-то не
его). 4.) Младенец рождается в чрезвычайно вонючем месте, и в таком случае у
него не то что супернюха не должно быть, но и обычный вполне мог исчезнуть (в
качестве справки: женщины имеют обоняние, в несколько раз превосходящее мужское). 5.) В конце закадровый голос начинает вещать о том, что этот, с
позволения сказать, парфюмер так и не испытал настоящей любви по отношению к
себе, поскольку слишком окунался в работу, а эти запахи, что он создал, дают
искусственное влечение. После этих слов думаешь, что сейчас он… Стоп, дальше не
буду, так как могу нарваться на спойлер. Но концовка по меньшей мере странная.
Мне сказали, что это было в романе. Стало быть режиссёр тут ни в чём не
виноват. Но это всё придирки, которые при желании можно раскопать для какого
угодно кинотворения. Сейчас ещё раз возвращаюсь к хорошему. Очень много
симпатичных голеньких девушек. Некоторым из них ради искусства пришлось даже
остаться без своих роскошных волос. Но теперь о самой главной сцене этого
шедевра – сцене супероргии, где нам покажут просто гигантское количество
обнажённых тел. Вы, возможно, слышали, что есть всякие иностранные фотографы,
которые через интернет устраивают сходку тысяч людей, и те обнажаются перед
объективом для каких-нибудь дурацких, но впечатляющих кадров. Но то, что
сделал немецкий режиссёр Том Тыквер, вообще перещеголяло всё виденное ранее.
Во-первых, сцен подобной этой в истории кинематографа, безусловно, не было, а
во-вторых, всем многочисленным статистам пришлось изображать бурный секс, а не
лежать, как брёвнам. Мне даже показалось на одном из замутнённых планов, что
кто-то кого-то трахает всамделишно – видимо, не удержавшись от такого
вселенского разврата. Будет крайне любопытно узнать про историю создания данной
сцены, так как она – звено всей картины. И именно после неё создаётся ощущение
того, что “побывал на Марсе”. Надеюсь, что это всё-таки была не искусно
сработанная компьютерная графика. В общем, рекомендую это необычайное творение
к просмотру хоррорманам и простым людям, а также настоящим парфюмерам
(наверное, множество вещей, недоступным нашему восприятию, их повеселит) и
гастарбайтерам, которые разливают в российских подвалах “Шанель №5”.
Смотрите, какими должны быть настоящие духи!