The People
Under the Stairs (1991) США
Люди под лестницей*
Режиссёр:
Wes Craven
В ролях: Brandon Quintin Adams; Everett
McGill; Wendy Robie; A.J. Langer; Ving Rhames
Семья маленького негритянского паренька, которого прозывают “Дурень”, больше не способна платить по счетам за квартиру и со дня на день её выселят. А тут подвернулось дельце – милый негр Лерой предложил мальчику поучаствовать в крупном деле. Дело в том, что во время своей последней ходки он ограбил бакалейный магазинчик и там нашёл некую карту, свидетельствующую о том, что владельцу этого заведения принадлежат ещё множество других точек, среди которых и дом, в котором проживает “Дурень”. А ещё там указано, что в особняке у этого “олигарха” хранится несметное количество денег и золота, которые просто необходимо украсть. Проведя курс “молодого бойца”, они вместе с белым приятелем Спенсером прибывают на место. Их встретил внешне неуютный, наглухо зарешёченный дом, в который с первого раза им проникнуть не удалось. Зато у Спенсера зайти получилось, представившись сотрудником газовой компании. Но как он туда зашёл, так в итоге и не вышел. Когда хозяева (мужик и баба) уехали по своим хозяйским делам, Лерой и “Дурень” зашли внутрь, чтобы выяснить, куда делся их друг, а заодно пошарить по углам. Никто из них не предполагал, что они шагнули в практически ад, поскольку хозяева дома (брат и сестра) творили здесь ужасные вещи. Они брали детей на воспитание и измывались над ними, поучая их на свой жестокий манер. А когда те в чём-либо оказывались виноваты, отрезали им те части тела, которые на их взгляд участвовали в “плохом деле” (уши, языки и т. д.), и закрывали этих непослушных детишек в подвале, дав им прозвище “Люди под лестницей” и подкрамливая человеческим мясом. Двоица негров не учла того, что, зайдя внутрь, они отрезали себе путь к отступлению – все входы и выходы закрылись, поскольку всё это строение представляет из себя одну сплошную сигнализацию, включающую в себя: очень агрессивную собачку, звуконепроницаемые, чрезвычайно прочные стёкла, двери с подключенным к ним током и толстые стены. В довершение всех бед вернулись братец и сестрица, любимое занятие которых – хвататься за ружьё. Но есть и подмога – несчастная девочка Элис – последний удочерительный эксперимент отморозков, и “Таракан” – мальчик, сумевший бежать из подвала, но так и не пойманный этой злой двоицей. Кто кого пересилит – вот в чём вопрос…
Чрезвычайно
политкорректная, страшная сказка для взрослых от Уэса Крейвена. Ей даже
каким-то чудесным образом удалось получить приз на “Авориазе”. Видимо, в ту
пору политкорректность была в большой моде. Мне, если честно, было противно
смотреть, как Крейвен весь фильм старательно поливал грязью белых, а негров
наоборот – всячески защищал. И это режиссёр, который сам к чёрным не имеет
никакого отношения. В историю про несчастную негритянскую семью мне как-то не
очень верилось, поскольку всем известно, что представители этой расы очень не
любят работать после многих лет, проведённых их предками на сахарных плантациях
и в шахтах. Естественно, им не на что жить, так как никто из них не удосужится
пойти устроиться на работу, хотя бы даже дворника, поскольку им это претит.
Лучше торговать наркотой, грабить, убивать и насиловать. Да и детей, которых им
нечем прокормить, их тоже никто не заставлял рожать. Я, собственно, и не
собирался развивать всех этих настроений, если бы не Уэс Крейвен, ударивший по
богатству белых звонкой пощёчиной. Вся эта картина – чистой воды показуха,
призванная продемонстрировать, как он заботится о “своих чёрных братьях”.
Смотрит, значит, негр эту картину, пересчитывая только что отобранные у кого-то
деньги, и приговаривает: да, эти белые свиньи такие сякие, житья нам не дают.
Белый же должен всё происходящее воспринимать так: каюсь, я бледнолицая свинья
виноват, что эти приветливые чернокожие ребята так плохо живут, отдам-ка я все
свои сбережения им, вот недавно одному уже пожертвовал несколько банкнот,
только непонятно, зачем он мне при этом показывал нож. Если перейти к
режиссуре, то Крейвен сработал мастерски – всё происходит на одном дыхании и
есть несколько действительно шоковых моментов (изуродованные трупы, сцены
каннибализма). Надо бы отметить абсолютную нереальность происходящего. Дом
зачем-то вдоль и поперёк напичкан всевозможными лазами, ходами и ловушками.
Герой Эверетта Макгила (ТВИН ПИКС) палит всё время из ружья, рискуя попасть не
только в “Таракана”, но и в свою сестру и Элис. Никто из соседей не слышит
шумов из дома – что тоже кажется очень невероятным. Перед приходом полиции все
стены волшебным образом меняют свои дырки и неприглядность на уютную домашнюю
атмосферу. Да мало ли чего тут
ахинейного ещё. Так что я предлагаю считать эту на самом деле приличную поделку
результатом сезонного воспаления мозга режиссёра. Иной расклад мне не понятен.