Horror                                     N                                   Horror

 


Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922) Германия

(итк Nosferatu итк Nosferatu the Vampire итк Nosferatu, a Symphony of Horror итк Nosferatu, a Symphony of Terror итк Nosferatu: The First Vampire итк Terror of Dracula)

Носферату – симфония ужаса* (итк Носферату)

Режиссёр: F.W. Murnau

В ролях: Max Schreck; Gustav von Wangenheim; Greta Schröder; Alexander Granach; Georg H. Schnell

В небольшом городе под названием Висбор жили-были двое влюблённых, муж и жена, Хаттер и Эллен. Также жил в этом местечке неприятный старик, звали которого Нок. Тамошний хозяин лавочки, гордо именовавшейся агентством недвижимости. Однажды между ним и Хаттером состоялся короткий разговор, результатом которого оба остались крайне довольны: старик предложил молодому человеку внушительный куш за то, что тот съездит в далёкую и мрачную Трансильванию, где оформит сделку с графом Орлоком. Житель Карпат, оказывается, возжелал перебраться в Висбор. «Придётся попортить немножко крови»... Неслучайная фраза, на которую – увы – Хаттер не обратил должного внимания. И отправился в путь.

Карпаты, особенно в сумерках, надо признаться, выглядят устрашающе. Да и завсегдатаи местной таверны, вздрогнув при упоминании Орлока, не советуют Хаттера продолжать дальнейший путь ночью: мол, в этих местах при свете луны рыщет оборотень. Молодой человек не против, он остаётся на постоялом дворе при таверне на ночёвку – а в качестве ночного чтива сгодится найденная им там же старая книга... «О вампирах, ужасных призраках, магии и семи смертых грехах». Где, в частности, оглашается и легенда о Носферату, бессмертном вампире и властелине чёрной смерти. Но вновь пора в дорогу. Что такое?! Солнце садится, кучер гонит лошадей словно безумный, и в какой-то момент категорически отказывается ехать дальше. «Ни за какие деньги!». Что ж, пешком так пешком. Пока путь Хаттеру не перегородит чёрная карета, ведомая кучером в чёрном балахоне, скрывающем лицо, и лошадьми, одетыми в саван. Именно этот эпикаж и препроводит нашего героя в мрачный и древний замок графа Орлока. Здание снаружи похоже на руины, внутри же – на гробницу. А вот и хозяин, неприятный внешне, но вполне себе обходительный. Настолько, что утром Хаттер обнаружит у себя на шее две отметины. Словно от чьих-то укусов. Впрочем, молодой человек по наивности спишет это на комаров... Пройдёт день, наступит момент заключения сделки... и тут Орлок случайно заметит у Хаттера медальон с портретом Эллен: «У вашей жены чудесная шея!». Этой же ночью граф предстанет перед молодым человеком в своём истинном образе. Вампира. Незадачливый путешественник останется в живых, списав открывшуюся ему картину на ночной кошмар, однако днём он спустится в подвал, где обнаружит, что всё это реальность: вот он гроб, в котором Орлок хоронится от солнечных лучей.

Вскоре вампир приступит к погрузке гробов на корабль и отплывёт в сторону Висбора, а Хаттер окажется заточённым в трансильванском замке. Ему удастся выбраться из каменного плена, однако путь домой – ох как неблизок! А тем временем, становится известно, что в порту, откуда отошло судно Орлока, началась массовая эпидемия чумы. Та же участь постигла и экипаж корабля... В результате «летучий голландец» прибывает в порт Висбора без единой души на порту, продолжая распространять смертельный вирус, разносчиком которого естественно является граф. Не сам, конечно же, а его верные карпатские друзья – крысы. Хаттер также добирается до родного поселения, только лишь, чтобы встретить утрату – Эллен, благодаря всё той же книге «О вампирах...» узнала рецепт погибели Орлока: для этого любой молодой девушке, чистой душой и помыслами, требовалось добровольно отдать ему свою кровь, в то время как нечисть пропустила бы первый крик петуха... Не видя иного пути спасения, Эллен решает пожертвовать собой ради сотен жителей Висбора...

1922 год. Один из первых хорроров, посвящённых теме вампиризма, и первый среди тех, что дошёл до наших дней. Признанная классика кинематографа, 170-е место в списке лучших 250 фильмов всех времён и народов по версии IMDB. Совершенно несусветная работа режиссёра и оператора. Камера, тени, локации (отнюдь не студийные!) – идеальны. Выдающаяся игра Макса Шрека в роли Орлока, зловещего настолько, что впору поверить в легенду, согласно которой этот человек на самом деле был... ммм... не от мира сего. Немало гнетущих моментов и печальный финал. Конечно, немой и чёрно-белый (вернее, жёлто-сине-коричневый) фильм сегодня воспринимается исключительно как реликт и отголосок времён самого начала кинематографического века – однако это не делает «Носферату» смешной и жалкой по меркам 21-го века поделкой. Смеяться здесь не над чем, как впрочем и бояться нечего. Тем не менее, лента, которой исполнилось без малого 80 с лишним лет, по-прежнему интересна на все 100% и смотрится «залпом». Стоит ли говорить, что это должен увидеть каждый, более или менее интересующийся кино как таковым?

    10/10                                                                                      

                         Crown Vic               10.09.07

 


                                   На главную                                                                                                   На индекс обзоров

Hosted by uCoz