Malastrana
(1971) Италия, ФРГ, Югославия
(итк Corta notte delle bambole di vetro итк Paralyzed итк Short Night of the Glass Dolls итк Short Night of the Butterfly)
Короткая ночь стеклянных кукол*
Режиссёр: Aldo Lado
В ролях: Ingrid Thulin; Jean Sorel; Mario
Adorf; Barbara Bach; Fabijan Sovagovic
Восточная Европа. Дворник находит в парке мёртвое тело мужчины. Вернее сказать, ему так показалось, что оно мёртвое. Так показалось и врачам в больнице. Его продержали несколько часов в морозильнике и потом к своему удивлению отметили, что у него до сих пор не началось трупное окоченение. Но пульса то нет, поэтому данному телу светят скорейшая доставка к патологоанатому и вскрытие. Но дело в том, что мужчина не умер, но двигаться и говорить не может. Его немые мольбы о помощи никак не дойдут до эскулапов, которые уже точат скальпели в предвкушении аутопсии. Мужчина понимает, что ему нужно вспомнить, кто он такой есть и как оказался в подобном положении.
Итак, он начинает вспоминать, что звать его Грегори Мур и что он – американский журналист, работающий в Европе. На вокзале он встречает свою любимую, очаровательную девушку по имени Мира. Они вместе приходят на званую вечеринку, основная часть которой состоит сплошь из пенсионеров. Но зато из богатых и очень уважаемых людей. Стариканы и бабульки, едва увидев девушку, тотчас облепили её, смотрели на неё с восхищением и даже допускали себе произносить в отношении неё по меньшей мере странные фразы. Вскоре после окончания этого мероприятия молодая пара пошла к себе домой в опочивальню. Грегори, впрочем, приходится отлучиться ввиду анонимного звонка, из которого сообщалось, что есть очень ценная информация для него. Однако, придя на встречу, мужик понял, что его обманули, и когда он вернулся домой, обнаружил, что Мира бесследно исчезла, оставив все свои шмотки и лосьоны для гладкой бархатистой кожи. Сразу подумалось, что это никакая не измена, а натуральное похищение. А может, даже и убийство. Заручившись поддержкой коллег-журналистов и поняв, что от полиции милости ждать не приходится, Мур начинает собственное расследование происшествия. И оно приводит его к некому дьявольскому культу пенсионеров, называющемуся “Клубом 99”, которые используют молодых людей (мужчин и женщин) для выкачивания из них их жизненной силы и сознания…
Абсурдный мистический триллер итальянца Альдо Ладо, который, к слову, не имеет никакого отношения к “джиалло”. Для Ладо это была первая работа в качестве творца, до этого он трудился помощником режиссёра. В то время в Италии назрела определённая политическая ситуация, когда слишком бойких молодых людей-политиков отправляли с своего рода ссылку в захолустные провинции, где они в итоге проживали безвестно свои жизни, старели и умирали. Вот к этой проблеме общества и решил обратиться создатель КОРОТКОЙ НОЧИ СТЕКЛЯННОЙ КУКОЛ. Согласитесь, что это не самая радостная новость для фанатов фильмов ужасов, не понаслышке знающих, чем заканчиваются подобные эксперименты. Первоначально на роль Грегори Мура планировался знаменитый по участию в целой серии “вестернов-спагетти” Теренс Хилл (Марио Джиротти), но он, прочитав сценарий и переговорив со своим агентом, согласился принять участие только в том случае, если (э-э-э… чтобы не наспойлерить) концовка будет изменена. На подобные жертвы Альдо Ладо не пошёл и пригласил Жана Сореля. На роль Миры была взята красотка Барбара Бах, которая недавно вышла замуж за итальянца. И вообще итальянских актёров здесь было мало, основной массой были иностранцы. Оператором стал Джузеппе Руззолини, который до этого принимал участие в съёмках ряда фильмов Пьера-Паоло Пазолини. В связи с этим забавно отметить, что у него были частые стычки с режиссёром, споры в которых с его стороны сводились лишь к одному: “Что за дерьмо мы снимаем?!”. Теперь перейдём к сцене оргии, показанной в концовке. С ней у Ладо возникли большие проблемы, так как ему пришлось разделить её на две части. Сначала снимали молодёжь, а затем стариков. Потратив большие усилия на раздевание молодых людей, ему пришлось заново тратить нервные клетки, теперь уже на престарелых. Те стеснялись обнажаться и трясти мудями на потеху публике, изображая бурный секс. В конце концов их удалось расслабить ретро-музыкой, которая сразу же подействовала на них опьяняюще, и они стали вытворять такое, что двадцатилетним на зависть. Когда картина была готова, начались нежданные проблемы. Сначала продюсеры забраковали оригинальное название MALASTRANA, ввиду его потенциальной некассовости. А разговоры режиссёра о том, что это небольшой квартал Праги, не возымели действия. Ему пришлось переименовать своё детище в КОРОТКУЮ НОЧЬ БАБОЧКИ, поскольку исполнительница главной роли Барбара Бах ассоциировалась у него именно с этим насекомым. Уже были распечатаны постеры, когда в кинопрокат вышел “джиалло” БАБОЧКА С ОКРОВАВЛЕННЫМИ КРЫЛЬЯМИ. Дабы зрители совсем не запутались, срочно пришлось менять название, и в итоге получилась КОРОТКАЯ НОЧЬ СТЕКЛЯННЫХ КУКОЛ, которая своим названием ни в коей мере не соответствует содержанию. Максимум, что есть, - мужик, ночью смотрящий на люстру (кукол на ней замечено не было). К вышеперечисленному добавлю, что интрига сего творения мне понравилась и вызвала определённые сравнения с более поздними АНАТОМИЕЙ и одной из историй БАЕК ИЗ СКЛЕПА. Кровушки и показанных убийств здесь почти нет, зато есть много эротики (особенно в упомянутой сцене оргии). Барбара Бах, к сожалению не обнажается (установка мужа), то и дело закрывая своё прекрасное тело простынями и собственными руками. Концовка для кого-то покажется шокирующей. Но не для меня, лишь потому, что она была очевидной, да и опыта у меня по части подобных лент хоть отбавляй. Здесь много русских персонажей, что, разумеется, добавляет интереса для отечественного зрителя. Сам Ладо говорит, что смотрит свои фильмы только один раз, перед прокатом, а потом не прикасается к ним, чтобы не укорять себя в каких-то недоработках и просчётах. Я вот надеюсь, что вы тоже не будете проклинать то, что снималось под давлением чувств. Ведь сама-то идея, навеянная произведением Эдгара По, ой как хороша.