El Maquinista (2004) Испания
(итк The Machinist)
Машинист*
Режиссёр: Brad Anderson
В ролях: Christian Bale; Jennifer Jason Leigh; Aitana Sánchez-Gijón; John Sharian; Michael Ironside
Донельзя
странный, сюрреалистичный фильм авторства небезызвестной испанской киностудии Filmax («Возвращение реаниматора»,
«Ротвейлер», «Ромасанта»). Любопытно при этом то, что в главных ролях оказались
заняты достаточно известные американские актёры: Кристиан Бейл, Дженнифер
Джейсон Ли и Майкл Айронсайд.
Итак,
Тревор работает на заводе, - он оператор токарного станка. Вот уже год как
Тревор не может спать, а потому превратился в ходячий скелет. Совместную жизнь
с любимой женщиной ему заменяет сожительство на постоянной основе со шлюхой. А
вечера проводит в небольшой кафешке, ведя беседы «за жизнь» с симпатичной
официанткой по имени Мария, - их знакомство вскоре перерастает в нечто большее,
особенно когда Тревор знакомится с Николасом, её маленьким сыном.
На
работе, тем временем, всё идёт наперекосяк. В один «прекрасный» день Тревор
знакомится с лысым гориллообразным верзилой – новым сварщиком по имени Айван.
Именно этот человек стал причиной несчастного случая, в котором оказался
повинен наш герой: он случайно запустил станок в то время, как в нём копался
мастер, и тому раздробило руку. Спустя несколько дней на «разборе полётов»
выясняется, что никто из сотрудников цеха и знать не знает о новом работнике.
Коллеги после этого «инцидента» начинают косо смотреть на Тревора, подозревая
того в помешательстве. А с ним действительно что-то не так: память мужчины даёт
сбои, поэтому он постоянно оставляет на холодильнике «напоминающие» записки –
например, «оплатить счёт за электричество». И вот однажды появляются записки
странного и пугающего содержания, которые, - уверен Тревор, - оставляет другой
человек. Наверняка кто-то из его коллег, которые устроили заговор с целью его
убийства (!). Наш герой окончательно убеждается в этом, когда станок включается
в самый неподходящий момент, и Тревор чуть не теряет кисть. После того как он
закатил по этому поводу истерику, управляющий цеха наконец не выдержал и
вышвырнул Тревора вон со словами «Ты уволен!». Это было последним шагом перед
окончательным падением в бездну безумия.
Во всём
виноват Айван, - считает бедняга. И каково же было его удивление, когда,
инсценировав ДТП со случайным автомобилем, чтобы явиться в полицию и по номеру
машины (Тревор указывает машину Айвана) узнать адрес владельца, ему сообщают,
что... это его собственный «Понтиак». Так существует ли этот верзила на самом
деле, или он всего лишь альтер-эго Тревора? А может быть, сам Тревор – отнюдь
не тот человек, за которого сам себя принимает? И жив ли он вообще... вся его
нынешняя жизнь, превратившаяся в сплошной кошмар – не его ли это личный Ад,
ниспосланный собственной совестью за совершённое в той, «реальной» жизни,
преступление?..
Удивительное, завораживающе «многослойное» кино. Провести параллели не составит особого труда: это «Малхолланд Драйв», «Идентификация», «Шестое чувство», «Помни» и «Бойцовский клуб». При этом, его ни в коем случае нельзя назвать вторичным. «Машинист» - сам по себе. Я не ожидал, что Брэд Андерсон снимет настолько великолепный фильм после весьма посредственной «Сессии 9». Отмечу то, что до меня не отметил только ленивый – самоотверженность Кристиана Бейла, сбросившего для съёмках в «Машинисте» треть (!) своего веса. Отмечу замечательный сценарий: данную картину нельзя смотреть в шумной компании «под пиво и чипсы», иначе в многочисленных хитросплетениях сюжета попросту не разберёшься. Отмечу крепкую режиссуру, по-настоящему тёмную, болезненную атмосферу безумия, замечательный саундтрэк. Фильм великолепен и будет прекрасным подарком для всякого поклонника таланта Дэвида Линча. Тем же, кто смотрит исключительно кровавый трэш, думаю, с «Машинистом» лучше не связываться.