Marebito (2004) Япония
(итк
The
Stranger from Afar)
Маребито*
Режиссёр: Takashi Shimizu
В ролях: Shinya Tsukamoto; Tomomi Miyashita; Kazuhiro
Nakahara; Miho Ninagawa; Shun Sugata
Масуока – раб фотоаппарата и видеокамеры. Можно даже
сказать, что более в его жизни ничего не существует. Ни знакомых, ни друзей, ни
возлюбленной. Ничего. Только кадры и сцены из жизни совершенно посторонних
людей. Убитых. Убивающих. Убиваемых. Никакой пейзажной съёмки, никаких шедевров
архитектуры. Не говоря уже о взаимоотношениях полов. Любви и ненависти, радости
и горечи. Только жестокость и смерть. Жестокая смерть. А ещё – страх. Это
путеводная звезда отшельника с видеокамерой, его одержимость и его единственная
страсть. Абсолютный страх и абсолютный ужас как цель жизни.
Особенно «зацепил» Масуоку запечатлённый им случай
самоубийства в метро. Нет, несчастный не бросился под поезд – он выколол себя
глаза. Что он видеол? Что он МОГ видеть? И наш герой спускается в мрачные
катакомбы подземки с их бесконечными туннелями и шахтами, сырыми стенами и
пугающим сумраком. Что это за рисунки? Явно не безобидная «наскальная живопись»
и прочие граффити. Нечто пугающее и находящееся за гранью здравого смысла.
Ниже, ещё ниже. Дальше, ещё дальше. В этот пустой, глухой, тёмный мир. Не
имеющий ничего общего с человеческой обыденностью, и потому столь
привлекательный для Масуоки.
Он встретит своего знакомого. Самоубийцу без глаз. И тот
станет проводником раба видеокамеры. Шаг, ещё шаг. Километр, один за другим. И
чёрный туннель с пульсирующими красными венами камней откроется светом. Перед
Масуокой – Хребты Безумия. Или сам Р’Льех? Шаг, ещё шаг. Небольшое углубление в
стене – стене, древнее чем сама древность. Миниатюрная пещера. В которой
находится миловидная обнажённая девушка, скованная цепью.
Он приведёт её к себе домой, вскоре усвоит, что она не
умеет, не может или не хочет говорить, равно как и передвигаться на двух
конечностях. Маленькое симпатичное животное... которое однажды обернётся
полумёртвым. Этой девушке плохо, она на грани смерти... и она не может
объяснить, почему. Но Масуока поймёт. Нет, она не пьёт молоко. Ей необходима
кровь – свежая кровь. Сначала наш герой угостит её своей собственной... совсем
чуть-чуть. А затем придёт черёд других людей. И смертей. Как мы помним –
жестоких смертей.
Никогда ещё убийства не были таким эффективным средством
психоанализа.
Если вы думаете, что Такаши Шимитцу способен лишь на
бесконечное повторение «Граджей» (сиречь «Проклятий»), то сильно ошибаетесь.
«Маребито» – вот фильм, в котором полноценно раскрывается талант этого
японского режиссёра. Если вы думаете, что это хоррор – лишь мрачный и
блистательно атмосферный (о да!), идеально выверенный визуально (о да!),
по-хорошему тягучий (о да!), камерный (о да!), инспирированный творчеством
Лавкрафта (о да!), мрачный (о да!), то опять-таки ошибаетесь. Суть его – отнюдь
не на поверхности. А чтобы понять происходящее – по-настоящему понять! –
одного-двух просмотров может и не хватить. Психоаналитика, глубочайший
символизм, социальный подтекст – вот три кита, на которых стоит «Маребито».
Откровенно говоря, это даже и не хоррор. Хотя понять это дано не каждому, о чём
свидетельствуют отзывы на обозреваемую ленту в Сети. Да и аннотации (включая
моё собственное описание сюжета, к слову) этому не способствуют. Я люблю
фильмы, которые необходимо разжёвывать. Которые поначалу кажутся совсем не тем,
чем они на самом деле являются. Так что браво, господин Шимитцу!