El
Laberinto del Fauno (2006) Мексика, Испания, США
(итк Pan's Labyrinth)
Лабиринт Фавна*
Режиссёр:
Guillermo del Toro
В ролях: Ivana Baquero; Sergi López;
Maribel Verdú; Ariadna Gil; Doug Jones
В нашей с вами реальности
существует Испания образца 1944 года. Только что отгремела гражданская война,
но вооружённые отряды партизан по-прежнему доставляют немало хлопот
ставленникам режима Франко. В иной же реальности, много столетий назад, жила
принцесса. Её отчим домом было королевство, лишённое боли и лжи, - но желание
обрести место среди людей, воочию увидеть солнечный свет было сильнее
сказочного существования. И однажды, минуя королевскую стражу, девушка
совершила дерзкий побег, наверх, к синему небу и живому ветру, где солнце
лишило её памяти о прошлом, а холод, голод и телесные страдания лишили жизни.
Однако повелитель подземного королевства знал, что душа его дочери жива, и рано
или поздно, пусть даже в другом обличье, вернётся туда, где её будут ждать до скончания
времён.
Но вернёмся в 44 год. В центре
повествования – мечтательная девочка по имени Офелия, наделённая живым умом и
неистребимой тягой к чтению. Милая и трогательная выдумщица, чьи фантазии дают
жизнь многомерным сказочным мирам, где яркий свет надежды сосуществует с
тёмными лучами тьмы и отчаяния. Офелия переезжает из города в сельскую
местность вместе со своей матерью, беременной от нового мужа, капитана армии
Франко. Дорогой автомобилю, их перевозящему придётся сделать остановку, и
фантазёрка впервые соприкоснётся с иной реальностью, чудесным образом проникшей
в мир, оккупированный представителями homo sapiens, в большинстве своём давно лишённых возможности
мечтать. В лесу находится странный камень с изображением не менее странного
потустороннего лика, и дерево, которому «принадлежит» этот амулет. Живое
дерево, чьи ветви превращаются в маленьких крылатых фей. В деревушке, занятой
капитаном Видалем, слышатся ранее незнакомые Офелии голоса: голоса домов, трав
и деревьев. А неподалёку расположился лабиринт, который сразу же привлекает
внимание девочки. Ночью произойдут два «инцидента» - жесточайшее и
омерзительное по своей брутальности убийство двух невиновных крестьян Видалем,
ярко демонстрирующее истинную его натуру, а также визит к Офелии одной из фей,
которая пригласит её в лабиринт, - стражем оного является древнее существо.
Среди множество его имён есть хорошо знакомое смертным: Фавн. На первый взгляд
он пугающ, на второй – дружелюбен. Фавн назовётся слугой Принцессы, воплощение
которой он видит в Офелии: «Ты не дочь человека...». Выяснится, что лабиринт –
это ни что иное, как один из порталов, созданных повелителем подземного
царства, для того, чтобы дать возможность дочери вернуться в отчий дом... Но
прежде чем пустить Принцессу обратно, необходимо подвергнуть её трём
испытаниям, дабы убедиться, что она не стала смертной. В первом из них девочке
придётся встретиться с чертовски голодной игуаной-переростком, которая дарует
Офелии магический ключ. Во втором – избежать встречи с жутким и на первый
взгляд лишённым зрения существом, а также не дать в обиду сопровождающих её
фей... Но пока наша героиня не оказалась там, куда она желает попасть, ей
придётся «держать удар» и перед жизнью в деревушке, где девочку ждут ещё более
жестокие испытания и лишения... Впрочем, не только её. Две реальности постоянно
соприкасаются, и пока остаются нерешённые вопросы в одной, не будет счастья и в
другой.
Гильермо дель Торо – уникальный режиссёр и уникальный художник. Среди прочего, - тем, что ему одинаково хорошо удаются вполне себе голливудские фильмы (при этом, своей «голливудскостью» абсолютно не раздражающие), как то «Хеллбой» и «Мутанты», с одной стороны, с другой, - ленты глубокие, одновременно жестокие И добрые, во время просмотра которых сложно удержаться от чистых, искренних слёз. В этом плане «Лабиринт Фавна» можно сравнить как с дель торовской же работой, «Хребтом Дьявола», так и с относительно недавними фильмами, несущими нечто большее, что просто красивейшая картинка или замечательная актёрская игра: речь о «Девушке из воды» и «Дитя человеческом». Не зря в Каннах «... Фавна» провожали 20-минутной овацией. Не зря многие называют это лучшим фильмом дель Торо (я не исключение). Это жестокая правда и красивая сказка; драма, fantasy и хоррор в одном. Наконец, «просто» сильная своей драматургией картина. Остаётся лишь надеяться и ждать, что дель Торо сдержит своё обещание и экранизирует «Хребты безумия» авторства Лавкрафта.