The Iris
Effect (2004) Россия, США
Изгнанник*
Режиссёр: Nikolai Lebedev
В ролях: Anne Archer; Kip Pardue; Agnes Bruckner; Mia Kirshner; Gregory Hlady
Сара – женщина средних лет,
терзаемая ночными кошмарами и необходимостью на постоянной основе посещать
личного психотерапевта. Причина тому одна: потеря сына. Нет, он не погиб.
Вернее, с наибольшей вероятностью жив. Проблема в том, что молодой человек,
наречённый при рождении Томасом, намеревался всю свою жизнь посвятить живописи
– не ради достижения немыслимых высот в плане известности и финансовых
результатов. Просто к этому лежала его душа. Однако мать заявила своё жесткое
«против»: и действительно, не лучше ли отправиться на учёбу в колледж, подумать
о своём будущем?.. Нет, - считает Томас и покидает родной дом. Проходит не один
месяц, и мать в панике, в смятении: где находится единственный любимый ею
человек? Быть может, уже не в каком-либо из городов Америки, а в Париже? Или...
это Санкт-Петербург? Не тот, что в штате Флорида, а тот, что в России. Именно
туда ведут все ниточки – в частности, предоставленный Саре нанятым ею частным
детективом художественный каталог, в котором обнаруживается фото знакомого до
боли полотна... Ирис. Любимый цветок Сары и Томаса. Его стиль. Его рука. Однако
имя автора – Пол Бергамо. Чушь, считает мать, осчастливленная тем фактом, что
вроде бы напала на след, - это же наверняка псевдоним! Женщина прибывает в
Питер, где первым делом отправляется в галерею под названием «Ирис»,
управляющая которой ставит Сару в известность о том, что господин Бергамо не
раз упоминал о том, что его мать умерла ещё тогда, когда он был подростком.
Вскоре героиня «Изгнанника» получает шанс увидеть того, кого так долго
искала... увы, это действительно некий Пол Бергамо, молодой человек, даже
отдалённо не похожий на потерянного ею сына. Однако вот ведь что странно...
чуть позже встреченная Сарой жена Пола роняет фразу, мол, «быть может Томас
живёт в своих картинах?» Но откуда ей известно о Томасе? И почему в подвале
галереи «Ирис» Сара находит свой собственный портрет?..
Прежде чем оценивать
данный фильм, пара-тройка фактов. Это российско-американский проект, автором
которого стал Николай Лебедев (за плечами которого замечательные «Поклонник» и
«Змеиный источник»), получивший на IMDB... убийственные 1,6 баллов из десяти. Не
очень понимаю, отчего с «Изгнанником» поступили так жестоко. Фильм
нечеловечески красив. Хотя бы потому, что снят мастерами своего дела в
Санкт-Петербурге, который, как известно, имеет несколько лиц. В данном случае
фигурирует первое из них, - прекрасное. Цвета – непередаваемы, и оттого
невольно возникают параллели с творчеством Ардженто. Актёры, как американские,
так и российские, отыграли свои роли так, как и должны были отыграть. На
уровне. Шедеврально? Нет. Но – см.выше. Сюжет получился в меру запутанным. В
итоге получается стильный, европейский (!!!) мистический хоррор пополам с
чем-то сродни детективу. Что ж, теперь я уверен в одном. В том, что грядущего
«Волкодава» Лебедева я просто обязан посмотреть. А что касается «Изгнанника» –
нет, эта лента не является обязательной к просмотру, но – она просто чертовски
хороша. А уж если сравнивать с большинством российско-американской продукции, -
ей просто нет равных.