В пасти безумия*
Режиссёр: John Carpenter
В ролях: Sam Neill; Julie Carmen;
Jürgen Prochnow; David Warner; John Glover
Джон Трент работает в страховой фирме, занимаясь там особо тяжкими
делами – распознаванием афер клиентов. После очередного успешного
мероприятия он сидел в кафешке вместе со своим боссом, и тот сказал ему, что
теперь он ему поручает очередное “невыполнимое задание”, касающееся всемирно
известного писателя романов ужасов Саттера Кейна, книги которого раскупаются
даже лучше, чем у Стивена Кинга. Только он это сказал, как к окну со сторону
улицы подошёл мужик с топором и разбил стекло. Приблизившись к Тренту, он
спросил его о том, читал ли он Саттера Кейна, а затем размахнулся топором, и
только лишь бдительность полицейских, застреливших психа, спасла жизнь страховщику.
Впрочем, это событие не помешало Джону настроиться на рабочий лад, и вот он уже
у главы печатного издательства.
Писатель неожиданно пропал, хотя у него был заключён контракт, по которому он
должен был предоставить издательству свой очередной ужасный шедевр. Поэтому
печатники подали в страховое агентство иск о выплате компенсации в связи с
убытками, которые они понесут с невыходом новой книги. Забавно, но мужик с
топором, напавший на страховщика, был никем иным как личным агентом Саттера
Кейна. Прежде чем спятить, он прочитал первые главы из нового произведения
писателя, которые тот так любезно выслал ему. И это, между прочим, был не
первый случай помешательства. По миру прошла целая волна подобных инцидентов. Джон
Трент как опытный в этом деле человек, естественно, не поверил в историю с
исчезновением “классика мировой литературы”. Он взял почитать парочку
предыдущих работ Кейна и неожиданно для себя выяснил, что хоть тот и пишет
всякую гадость про склизких монстров, но получается это у него очень даже
неплохо. По мере прочитывания этих романов Джон стал ловить себя на мысли, что
его мучают кошмары и странные видения. И вот как-то он смекнул, что если
покромсать ножницами обложки книг и сложить некоторые их части, то получается
своего рода карта. Вот с ней то он и
пошёл к издателю и поделился с ним своими догадками. В них он упомянул, что
писатель уехал в городок Хоббс Энд, который на самом деле существует, но его
просто нет на новых картах – это ведь захолустное место. Трент прикинул, что это
место находится в одном из штатов, и нужно туда поехать, чтобы взять писаку под
белы ручки и препроводить его обратно – пускай автографы детЯм раздаёт. Издатель
согласился с этой идеей, но всучил страховщику своего представителя – тётку по
имени Линда Стайлс, которая также читала первые главы нового романа Саттера
Кейна. Они сели в машину и поехали. Ехали долго и в результате всего
потерялись, что неудивительно, учитывая, что они ищут то, чего, как бы, и нет.
Но вот ночью, когда за рулём была Линда, она увидела сначала мальчика на
велосипеде, а затем уже седовласого деда. Потом он попался им в очередной раз,
на сей раз – попался под колёса. Но ничего: встал, отряхнулся и поехал дальше.
Череда странных видений стала наводить на мысль, что автомобиль едет по кругу.
Но вот проехав через мост, они выехали на свет. Табличка, висящая поблизости,
указывала на то, что они приехали туда куда нужно – в Хоббс Энд, и всё здесь до
боли напоминает то, что было описано в последнем произведении Саттера Кейна…
Одна из последних заметных работ Карпентера, и уж точно последняя,
которую можно с полным правом назвать “атмосферным ужастиком”. Хотя лично у
меня этот фильм вызывает двоякое ощущение, и оно меня не покидает до сих пор,
хотя я уже пересмотрел данную картину несколько раз. Я пытаюсь выяснить, что
мне в ней не нравится, но толком объяснить не могу. Постараюсь хоть что-то
выудить. Во-первых, здесь идёт очевидная отсылка к Стивену Кингу (даже его имя
упоминается) и создаётся такое ощущение, что либо товарищ, который писал
сценарий, либо тот, кто этот сценарий проплачивал, делал это в явной заказной
манере, чтобы затем получился фильм-отместка за что-то, чего мы не знаем, да и
особо не испытываем радости это выяснить. Вы понимаете, на протяжении всего
времени, что я его смотрел, у меня создавалось впечатление, что кто-то натурально
издевается над Кингом. Спору нет, я его тоже недолюбливаю, но и мне терпеть всю
эту “кингятивщину” тоже сложно. Идея о воплощении в реальность романов ужасов
не нова, и поэтому создатели В ПАСТИ БЕЗУМИЯ не оказались пионерами в этом деле.
Ещё мне показалось, что сюжет оказался бедноват. Но вот чем? Возможно, автор не
слишком прописал отдельных героев. К примеру, Линду. Актриса, игравшая её, не
шибко то красива, и её долевое участие не выглядит, на мой взгляд, полноценным.
Я как-то не успел ей, что ли, заболеть, а она уже такие фортеля выкидывает. Ну
ладно, хватит об этом. Всё же картина получилась в целом хорошей. Тут вам и
напряжение, и загадка, и замечательные спецэффекты, сотворённые кудесниками
этого дела, среди которых были Роберт Курцман и Грег Никотеро. Отдельные
эффекты и вовсе не приходилось видеть до этого. Мне особо понравился момент,
где тётка стала ходить “мостиком”, и её голова при этом была повернута в сторону,
противоположную от нужной. Задались и монстрики – все такие с щупальцами и
острыми зубками. Компьютерная графика, кстати говоря, здесь используется
рационально, и её ненамётанным взглядом практически не определить. Нельзя не
сказать об актёрах, среди которых бесспорно главенствует Сэм Нил (СКВОЗЬ
ГОРИЗОНТ), сыгравший просто безупречно. А что же Джон Карпентер, для которого
это был первый проект после затяжного кризиса? Нынче он наконец-то оклемался от
позорища под названием ПРИЗРАКИ МАРСА и уже снял новеллу для сериала
МАСТЕРА УЖАСА. На подходе, судя по информации в интернете, два новых фильма,
которые посвящены маньячной и мистической тематике. Это не похоже на
выздоровление пациента, потому как мы ждём от него именно хоррора, чистого
ужастика.