Horror                                     G                                   Horror

 


Green Mile (1999) США

Зелёная миля*

Режиссёр: Frank Darabond

В ролях: Tom Hanks; David Morse; Bonnie Hunt; Michael Clarke Duncan; James Cromwell

Зеленая миля - путь от камеры до места казни.

Собравшись с мыслями, попробую написать обзор на потрясший меня своим внутренним содержанием фильм. Давно (с момента Мертвой Зоны и ОНО) не смотрел я столь удачной экранизации Стивена Кинга.

Поскольку я касался уже этого вопроса, что очень сложно экранизировать личностные переживания и глубокий символизм внутренних переживаний главных героев.

Не существует абсолютно одинакового восприятия одного и того же события разными людьми. Почему истерика, радость и боль у всех проявляется по-разному: смех и слезы.

Вот и здесь, Кинг пишет, используя определенные штампы, все-таки ему нужно продать свое произведение, но реакция на эти штампы может быть совсем различна - от восхищения, до полного невосприятия.

Удачная экранизация всегда несет с собой ту энергетику, которую заложил сам автор, и просматривая фильм, как будто, происходит визуализация образов, рожденных в голове прочиткой. И когда сопоставление представляемого и увиденного совпадает, более чем на 90% понимаешь, что это то чего ты ждал.

Именно в этом и проявляется талант режиссера. Из многостраничной книги экстрагировать и концентрировать то, что и есть смысл и максимум часа в три экранного времени уложить всю историю.

Я всегда поражаюсь умению и природному дару Стивена Кинга создавать настолько продуманные, красочные и правдоподобные образа людей. Даже на страницах книг они представляются живыми. По сути он создает новые личности, которые не вызывают отторжения сознанием. Характеры получившихся персонажей многогранны и ярки. Эти люди интересны сами по себе. Но Автор идет дальше. Он обязательно создает группу, коллектив, товарищество - названий можно придумать множество. Кинг придумал Ка - Тет

При этом Ка - Тет функционирует как единый организм.

Плюс ко всему детальнейшая проработка как самой эпохи так и конкретного места повествования. Это может быть отель Оверлук в горах Колорадо, это может быть городок Дэрри в штате Мэн, а может.... Фантазия бегранична. У каждого есть свои приоритеты. У Фолкнера и Брэдбери это тоже Америка. У Сапковского Польша, Чехия и Восточная Германия. У Дрюона Франция. Но их описание этих мест в соответствующую эпоху переносит туда сознание читателя.

Неторопливая жизнь дома престарелых. И от начала начинаешь ожидать какой-нибудь тягомотины, но история только тут и начинает раскрываться.

Некий старичок, увидев какую то сцену старого фильма, не может совладать с эмоциями и выбегает из зала где все смотрят телевизор. Сердобольная старушка кинулась его успокаивать, и ей была рассказана поистине необыкновенная история.

30-е годы. Америка. Великая Депрессия. Годы великолепно описанные Бредбэри и Фолкнером и не менее талантливо погружает нас в них и Кинг.

Одна из Федеральных Тюрем, в которой можно приводить в исполнение смертные приговоры.

И вот на ее пороге оказывается громадный негр, приговоренный к электрическому стулу за убийство и изнасилование двух девочек.

В этой тюрьме и работал наш старичок, но тогда это был уже упомянутый мною обязательный коллектив спаянный либо общим несчастьем, либо общей задачей.

В данном случае задачей и службой.

Нашего героя зовут Пол, но все чаще называют его БОСС. Он руководит охраной крыла, где дожидаются исполнения приговора заключенные, и сам руководит казнью. И его коллеги Денни, Большой Билл.

Позволю обратить ваше внимание на сходство имен в различных произведениях Стивена Кинга. Мое мнение, что в этом тоже заключается некий символизм автора. Он всегда мыслит концептуально: чтобы в героя поверили он должен быть таким же как большинство из нас.

 

Большой негр сразу показался очень странным всем и заключенным и стражникам. По его поведению и манерам Полу было трудно представить как тот мог совершить то, за что был приговорен.

Звали его Джоном Коффи ("почти так же как кофе",- говорил он, -"только по другому").

Как всегда находится паршивая овца (Перси), который проходил практику и являлся ярчайшим типажом садиста. От крепкого мужского разговора его защищала протекция какого то из высокопоставленных родственников.

И как то на территории этого крыла оказался маленький мышонок. Очень смелый мышонок, который кроме своей исключительной смелости умел делать разные трюки. Он быстро стал любимцем приговоренного по имени Дейл, который дал тому имя Джинглз.

так бы оно все и продолжалось если бы Джон не увидел страданий Пола (у него была огромная проблема с мочевым пузырем) и внезапно не схватил возле своей камеры.

И вот первое чудо боль и болезнь ушла.

Второе чудо увидели уже все, когда Джону удалось оживить мышонка затоптанного Перси.

В один из следующих день казнили Дейла. Он тепло простился со всеми, и попросил только, чтобы не забыли мышонка.

Но Перси, руководивший казнью, превратил ее в жесточайшую пытку.

И все, в особенности Коффи, почувствовали как тяжело он умирает.

В голове Пола созрел план помощи жене начальника тюрьмы (Эла), умирающей от рака.

И вот здесь ребята впервые нарушают правила и работают вместе.

Они связывают и запирают Перси, а Джона вывозят в загородный дом к Элу.

Где и происходит третье чудо. Джон Коффи исцеляет безнадежно больную женщину.

Но вытянутое зло не выбрасывает через легкие в окружающий мир.

Уже по возвращении в камеру он выдыхает его в Перси и тот, бредя как зомби, расстреливает из табельного оружия нового заключенного, который (как покажет Джон Полу) и есть настоящий насильник и убийца девчушек.

Каждый получает свое. Безжалостный убийца - смерть, Перси - помещение в психиатрическую лечебницу, Пол получает от Джона часть его необыкновенной силы. А что же Джон Коффи, которого просто восхитительно сыграл малоизвестный чернокожий актер.

Пол предлагает ему сбежать, но и сам понимает, что такому ЧУДУ невозможно жить среди людей. Понимает это и Коффи, и безропотно "идет на плаху". Он хотел спасти девочек, но было уже поздно. (Это его слова)

Кинг показывает нам что было бы окажись БОГ среди нас. Заветы распяли его, наш мир сажает за доброту на электрический стул.

Но что же, какое последнее желание выбирает наш герой. Он просит показать ему "движущиеся картинки". И ребята устраивают ему киносеанс. И показывают как раз тот фильм, который вызвал волну ностальгии у постаревшего Пола.

Казнь происходит на следующий день. Ненависть в зале и любовь и слезы казнящих. Джон страдает от этой ненависти, но Пол успокаивает его словами о том, что все уравнялось. И их любовь и отношение к нему нивелирует всю людскую злобу.

А дальше.... Все.

Пол принял самое трудное решение в своей жизни и считал, что принял не верное. Он обрек на смерть и страдания невиновного человека и все последующее с ним считал наказанием.

Он ушел сразу же с этой работы, но ему предстояло прожить долгую, чрезвычайно долгую жизнь неся этот крест. Видеть как уходят все близкие и знакомые люди. Но кому суждено было оказаться с ним рядом. Маленькому мышонку Джинглсу. Которого Чудо в исполнении Джона Коффи сделало тоже долгожителем.

Что чувствовал человек, лишив этот мир частички Света и одного из самых необычных творений и чудес, скажет сам Стивен Кинг. Ибо никто лучше него не сможет этого сделать.

В Судный день, когда Господь призовет меня. Что я ему отвечу на вопрос: зачем я погубил одно из истинных чудес.

Что я ему отвечу. Что это была моя работа?

Это наказание за то, что я приказал включить стул и убил одно чудес твоих, Господи.

Я устал идти один по дороге, устал от боли, которую люди причиняют друг другу.

Я думаю о всех нас идущих каждый по своей Зеленой Миле.

Если Он мышь заставил жить так долго, то сколько жить мне.

Все мы умрем, исключения нет. Но Господи, иногда Зеленая миля кажется такой долгой.

В итоге мне добавить просто нечего. Скажу только, что роль Пола – лучшая (ИМХО) роль Тома Хэнкса.

    10/10                                                                                      

                         BYSANT              Февраль 2007

 


                                   На главную                                                                                                   На индекс обзоров

Hosted by uCoz