Призраки Марса*
Режиссёр: John Carpenter
В ролях: Natasha Henstridge; Ice Cube; Jason Statham; Clea DuVall; Pam
Grier
2176
год. Люди уже заселили Марс, создав там город. Но в основном красная планета
использовалась как сырьевой придаток, и на её территории были разрыты шахты для
добычи полезных ископаемых. В частности золота. Но вот что-то происходит на
рудниках, и связь с ними потеряна. Зато оттуда на полных парах в город приходит
спецпоезд. Внутри оказывается всего один человек – лейтенант Мелани
Баллард. Какое-то время её откачивают, приводят в должное состояние, а после
этого отводят к старейшинам – группе людей пенсионного возраста. Мелани
начинает рассказывать, что же с ней такое приключилось. Она вместе с группой
других бойцов была отправлена командованием на Марс, чтобы забрать известного
дебошира, вора, хулигана и теперь уже убийцу (говорят, что он намедни "замочил"
немало народу) – “отчаянного Уилли” Джеймса Уильямса, попавшего в
тамошний изолятор временного содержания. Прибыв на место, она и её коллеги
заметили, что поселение словно вымерло – ни одной живой души. Сначала решили,
что все дружно где-то собрались и жрут водку после тяжёлого трудового дня, но
позже эта сомнительная идея оказалась отброшена в сторону. Множество безголовых
человеческих тел, висящих вниз головами, они увидели там. Впрочем, хулюган был
обнаружен по монитору – он сидел в своей камере. Так же, как и троица других
людей. Спросив у них, что случилось, спецназовцы получили ответ, что люди
внезапно посходили с ума и стали нападать на других и отрезать им головы. Чуть
позже выяснилось, что среди “сидунов” есть тётка, которая стала невольной
виновницей случившегося безобразия. После взрыва особо крепких слоёв породы,
старатели заметили, что открылся вход в пещеру. Первой туда зашла тётка и
увидела впереди что-то типа двери с непонятными письменами на ней. Она
погладила по этому ладошкой, и вход открылся, выпустив наружу непонятный туман,
оказавшийся местными жителями. Они проникли в тела шахтёров, те отключились, а через несколько
минут очухались уже в виде зомбированных людей. Те, кто не заразился при этом,
были подвержены атаке со стороны марсиан-землян. И хотя убить носителя
оказалось очень просто – как обычного человека. Но дело в том, что каждый
убитый марсианин высвобождал свою сущность, и она тут же переселялась в новое,
незаражённое тело. Вот с такими непобедимыми существами и предстоит сразиться
нашим отважным героям. Аборигены-призраки, между прочим, считают нас поработителями
(вот прикол то!). Главными действующими лицами предстоит стать лейтенанту
Мелани Балларду, негру-уголовнику Джеймсу Уильямсу и сержанту Джерихо Батлеру,
пытающемуся “ухаживать” за Мелани…
Именно этот фильм отправил Джона Карпентера на
заслуженную пенсию (сериал МАСТЕРА УЖАСОВ в расчёт не берём, поскольку не тот
формат). Почему же так
случилось – я постараюсь дать на это ответ. Первое, что бросается в глаза, -
сняты ПРИЗРАКИ МАРСА в манере телевизионной работы и совершенно не
соответствуют анонсированным многомиллионным денежкам. Нет вычурной,
нестандартной или хотя бы “широкой” манеры съёмки – всё ограничивается зажатыми
ракурсами и очевидными видами “картонных” декораций. Глупость не сюжета, а его
воплощения и отдельных сцен. Опасного негра-рецидивиста выпускают из камеры и
снимают с него наручники, чтобы тот, видите ли,… перекусил (!). Делает это
тётка, которую играет Клеа Дюваль (ФАКУЛЬТЕТ) – всю картину почти не говорит и
делает различные глупости. К счастью, марсиане быстро её порешат. Есть
откровенно умилительные сцены, которые чуть было не вызвали у меня обильное
слезовыделение. К ним
я отношу освобождение героя Айса Кьюба (известного киноактёра-рэппера) из тюряги,
которое совершили его напарники, а затем по идиотской глупости попали (уже
вместе) снова. То, как негр даёт честное чернокожее слово белой бабе, что он
“больше не будет”, может растрогать даже следователя генпрокураторы. И,
конечно, прикольно смотрится предокончание, в котором он же обещает персонажу
Наташи Хенстридж (ОСОБЬ 1-3) ещё встретиться. Кстати говоря, ранее Карпентер
планировал взять на роль лейтенантшы Кортни Лав, но та получила
перелом, что посчитала знаком свыше и справедливо отказалась от продолжения
данной экзекуции. Съёмки этой научно-фантастической лабуды и в самом деле
смертельно опасны, поскольку повсюду то и дело грохочут взрывы, летают
зазубренные диски (не одна голова и рука будет ими отсечена) и взад-вперёд
порхают полоумные жители Марса, выискивая всё новые и новые тела. Когда они
поселяются в человеке, тот начинает себя странно вести, делает себе массивный
пирсинг по всему телу. Только вместо аккуратных колечек и брошек вставляются
куски арматуры, гайки, болты и прочий инструмент строителя. Так что итоговый
результат вызывает прямые ассоциации с ВОЗВРАЩЕНИЕМ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ 3 (помните
героиню Минди Кларк?). Хотя стоит упомянуть, что марсиане ещё сдирают кожу с
лиц жертв и нашивают на свою морду (откровенный плагиат из ТЕХАССКОЙ РЕЗНИ БЕНЗОПИЛОЙ). Главный
злодей колоритен – почти двухметрового роста, имеет длинные тёмные волосы и
чем-то похож на Валика из ВАМПИРОВ. Разве что пирсинг и побелка-чужая кожа
делают его несколько выразительней. Спецэффекты (работа Роберта Курцмана и Грега
Никотера) - так себе: когда - хорошо,
когда - не очень, зато очень понравился саундтрек, под который бронированный
поезд несётся по заданному маршруту. Несмотря на безграмотность режиссуры,
большое количество негров, кретиничное поведение обратившихся (иногда танцуют,
как папуасы) и массу нестыковок, эта картина смотрится легко. Только от
Карпентера ну никак не воспринимается “трэш”. Если бы это был Фред Олен Рей, то
данный ужастик прошёл бы на ура, но от именитого режиссёра такого, честно
говоря, никто не ожидал.