Gremlins (1984) США
Гремлины*
Режиссёр:
Joe Dante
В ролях: Zach Galligan; Phoebe Cates; Hoyt
Axton; Frances Lee McCain; Polly Holliday
Рэндалл Пелтцер, изобретатель всяких диковинных хреновин, которые потом не работают, под Рождество отправляется в китайский квартал, чтобы в столь экзотическом месте подыскать подарок для сына Билли. Его заманивает какой-то мальчонка и ведёт в подвальное помещение, являющееся магазинчиком. Там перед Рэндаллом предстаёт престарелый китаец, и находчивый изобретатель сразу же попытался впарить тому своё очередное никчёмное чудо-творение. Но тут он услышал непонятный шум и пошёл на него и в итоге увидел запрятанного в углу невиданного зверька. На просьбу продать его старик ответил, что гремлин (так называется это существо) “no sale”. Никакие уговоры и посулы в 200 долларов не возымели действия. Пришлось бы Пелтцеру уйти ни с чем, кабы не смышлёный мальчишка, сказавший, что деньги им нужны позарез, а его предок впал в маразм. Торг состоялся, и счастливый мужчина понёс вожделенный подарок сынишке, но перед этим прослушал вступительный курс о том, что нужно соблюдать, чтобы зверёк жил спокойно и не было никаких эксцессов. Во-первых, нельзя давать ему воду. Во-вторых, он боится яркого света и может умереть. В-третьих, и самое главное, ни в коем случае, ни под каким предлогом не кормить его после полуночи, даже если он будет сильно хныкать. Итак, подарок принесён, и Билли остался очень доволен. Паренёк приглашает приятеля, и они вместе начинают глазеть на зверушку. На гремлина случайно попадает вода, и его начинает колбасить, после чего у него пузырится кожа, в итоге выстреливающая несколько комочков, которые становятся такими же, как и папаша, только чуток позлобнее что ли. У них нашёлся свой предводитель – гремлин с белой полоской, не признающий отца. Рэндалл Пелтцер увидел всё это и дал команду, что надо быть с ними повнимательнее. Он взял одного из них и отдал знакомому негру, который должен был провести над ним исследование. Гремлины что-то затеяли, вот уже без тридцати минут 24.00, а они начали хныкать, выклянчивая еду. Сердобольный Рэндалл взглянул на часы и протянул им пищу, те её дружно слопали. Наутро выяснилось что пушистые существа превратились в мерзкое подобие кокона – зеленоватую форму. Семейство поняло, что они трансформируется во что-то, что лучше пока не трогать. Когда все разбрелись по своим делам, кокон открылся, и из него вылезли уже изменившиеся гремлины – на сей раз они не милые детские игрушки, они злобные и вечно голодные людоеды, способные превратить Рождество в торжество кровавого кошмара, и только вмешательство их папаши может помешать исполнению их самых тёмных желаний…
ГРЕМЛИНЫ – это
самый первый зарубежный ужастик, который мне довелось посмотреть. Сейчас это
кино кажется страшилкой для детей семи лет, но тогда он меня моментами здорово
напугал. Особенно сцена с негром, когда у него слопали руку. Эта картина сразу
же по выходу перешла в разряд классики, что лишний раз доказывают
многочисленные подражания и вариации на данную тему: ЗУБАСТИКИ, ВУРДАЛАКИ,
ТРОЛЛЬ и другие, менее значимые работы. Понятное дело, что это более комедия,
чем ужастик, о чём говорят многочисленные уморительные сцены. Мне в связи с
этим больше всего понравились эпизоды с использованием изобретений отца
семейства, которые приходили в негодность буквально на глазах, ещё хорош был
момент, в котором уморили сварливую старуху. Гремлины здесь не отстают от людей
в части комедухи, и даже превосходят, пользуясь благами цивилизации, и
получается это у них шиворот навыворот. Несмотря на то, что этот фильм
представляется большинству зрителей милой рождественской сказкой, находятся
некоторые критиканы, утверждающие, что это ничто иное как “гимн рассовой
дискриминации”, а гремлины в этом ракурсе являются эмигрантами, вторгшимися в сытое американское
общество и пожирающими его изнутри. К таким выпадам можно относиться как
минимум снисходительно, тем более, что миллионы зрителей, и, в частности,
детей, давно уже сделали свой выбор, потратив свои кровные на просмотр этого
весёлого зрелища. Позже появился сиквел.