Frankenstein (1931) США
Франкенштейн*
Режиссёр: James Whale
В ролях: Colin Clive; Mae Clarke; John Boles; Boris Karloff; Edward Van Sloan
Прежде чем мы окунёмся в
живописание трагедии доктора Франкенштейна и его жуткого создания, - извольте
встретиться лицом к лицу с Эдвардом ван Слоуном, исполняющим одну из
второстепенных ролей, и в кратком прологе предупреждающим нас о том, что данный
фильм – не для людей с расшатанной психикой.
Собственно, сам «Франкенштейн»
открывает, пожалуй, одна из лучших и наиболее атмосферных сцен в фильме:
похороны, за которыми следует хищение из гроба только что упокоенного со всеми
почестями человека – кладбищенскими ворами являются безумный гений с горящими
глазами, доктор Генри фон Франкенштейн и его слуга-горбун по имени Фриц. Прежде
чем они вернутся в родовой замок, количество мёртвых тел в их «багаже» увеличится
благодаря трупу висельника. Всё бы хорошо, но у Генри есть невеста,
очаровательная Элизабет, а также их общий друг Виктор – которые всерьёз
обеспокоены экспериментами, проводимыми непризнанным гением от науки... Эти
двое в конце концов обращаются за помощью к доктору Уолдману, умоляя того
образумить молодого учёного. К слову, Уолдман преподаёт в медицинском колледже
Гольдштадта, - именно оттуда Фриц крадёт мозг для финальной части опытов своего
хозяина. Как позже выяснится, это был мозг отъявленного душегуба.
Уолдман уверен в том, что Генри
горит желанием возвращать мёртвых к жизни: «Сначала разрушить, а затем
воссоздать», - и он отчасти прав. На первом этапе Франкенштейн проводил
эксперименты на животных, затем – на человеческом сердце, которое заставил
биться без малого три недели... а сейчас его наставник, невеста и лучший друг
станут свидетелями тому, как своеобразный конструктор, существо, созданное из
частей тел доброго десятка покойников, обретёт жизнь. Да, творение учёного
оправдало возлагаемые на него надежды! То, что никогда не могло жить, - обрело
жизнь! Но за всё надо платить цену, иногда чрезмерно высокую... И за жизнь
чудовища своими жизнями заплатят Фриц и доктор Уолдман. Будучи лишь первыми в
списке жертв нелюдя, который сам не очень хорошо понимает, что он делает – и
убивает на первый взгляд лишь тех, кто может ему навредить...
Этот фильм относится к
ужасняцкой классике студии Universal на равных с «Дракулой», лентой, появившейся
на экранах в тот же год – 1931-й. Интерес подогревает также тот факт, что
«Франкенштейн» занял 219 место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDB, а его оценка на этом
авторитетном сайте равна внушительным 8 баллам из 10. Что ж, здесь бесспорно
есть свои плюсы. Шикарнейшая сцена на кладбище, а также явная студийность
фильма – определённо обошлось без съёмок на природе и в городах, их место
заняли студийные декорации, которые, однако, лишь добавляют картине шарма и
своеобразно усиляют имеющуюся жутковатую атмосферу. К однозначным плюсам также
можно отнести небольшую порцию здорового юмора, особенно сильно
проявляющегося... в титрах «Франкенштейна». Увы, минусов больше. Во-первых,
данное кино не имеет по сути никакого отношения к классическому роману Мэри
Шелли, - базой послужила одноимённая пьеса. Во-вторых, характер творения
Франкенштейна не раскрыт. Абсолютно. Из чего следует вывод, что драматизм этой
работы находится где-то ближе к отметке «полный ноль». Не вызывает одобрения и
игра всех без исключения актёров. В результате имеем бесспорно культовый,
классический фильм, который, тем не менее, интересен лишь с визуальной точки
зрения.