Забавные игры*
Режиссёр: Michael Haneke
В ролях: Susanne Lothar, Ulrich Muhe, Arno
Frisch, Frank Giering
Мировая общественность всегда относилась к явлению насилия в кино и обществе с более чем явным интересом. В 1994, культовый ныне Оливер Стоун снял самую свою парадоксальную картину «Прирожденные убийцы», отношение к зрителю которой, было как минимум безжалостное, но собственно развивать ностальгические настроения стоило бы с ленты 35ти-летней давности «Заводной апельсин», где Стенли Кубрик в гротескной форме выявлял все мыслимые и немыслимые пороки человечества. «Забавные игры» мизантропа Ханеке перещеголяли весь кинематографический слой режиссерской элиты. Именно об этой картине и пойдет речь, учитывая абсолютное новаторство последней и надвигающийся американский авторимэйк того же Михаэля Ханеке с Наоми Уоттс («Малхолланд Драйв») и Майклом Питом («Мечтатели») в главных ролях. Разумеется, я не о визуальном насилии, столь любимым у жанровых классификаторов. О насилии внутреннем, которое у каждого человеческого индивида внутри. Об отношении к этому пороку режиссера, что выражено в каждом кадре этого дистиллята кинохоррора.
Типичный пример европейской семьи миддл-класса: любящая мать Анна, преуспевающий отец Георг, маленький сын Джоржи и преданная овчарка. Изнурительная поездка загород, где образцово интеллигентная семья играет в «Угадай мелодию», слушая ни менее изнурительную, консервативную классику. Совершенство на второй минуте прерывается багрово-кровавой надписью «FUNNY GAMES» и жесткой агрессивной хард-роковой композицией. Фильм начинается…
Уютное пребывание
семьи в загородный домик омрачает весьма таки странное поведение их
соседей, и визит гостей – двух обаятельных молодых людей в белых перчатках.
Визитерам, представленным заранее
соседями, нужны лишь куриные яйца для омлета, которые они вежливо и
попросят. Причина развивающегося конфликта, настолько корректна и изящна, что
помыслам режиссера, который является виртуозом в построении психологических
отношений, можно только позавидовать. Яйца бьются, с той же скоростью, как и
терпение семьи потенциально буржуазной. Слово за словом, и главе семейства,
Георгу, «нечаянно» пробивают коленную чашечку клюшкой для гольфа. Игра
начинается….
«Тепло…холодно, тепло…еще теплее, холодно…тепло» - именно так Анна будет искать труп своей собаки по манипуляции гостей – Пауля и Петера, которые через какой-то период времени продиктуют свои правила. Ничего личного, никаких материальных аспектов – молодым людям важен лишь процесс. «Почему вы нас сразу не убьете?» - вопрошает Анна, на что натыкается на недоумение в глазах красавца Пауля в белых перчатках. «Разве вы не хотите поиграть?», поворачивая голову в глаза зрителя, заявляя: «А вы? Неужели вы хотите, чтобы все так быстро закончилось. До конца фильма еще много времени». Игра продолжается, основа игры – спор: в полдень счастливая семья будет мертва. Победители и проигравшие намечены, остальное зависит лишь от того, насколько зритель готов принимать и вникать в провокационный кинематографический опыт, где он сам в какой-то части является соучастником.
Прелесть провокаций Ханеке ни в насилии, которое мастерски
завуалировано. Абсолютный талант режиссера в мастерском вскрытии социальных язв
общества, что он с уверенностью продемонстрировал спустя четыре года в
экранизации нашумевшего романа нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек
«Пианистка». Преимущество режиссерского идеализма в подаче концепта, идей
фигуральных, но бьющих прямо в цель. Фильм, являясь самым страшной
антипропагандой жестокости в кино, как правильно подметил ряд критиков,
является антифильмом (что в принципе подтвердила номинация картины на «Золотую
пальмовую ветвь», но абсолютное её игнорирование, несмотря на ажиотаж и
прогнозы, где «Забавные игры» были явным фаворитом). «Забавные игры» - первое в
истории доказательство того, что кинонасилие всего лишь инструмент привлечения
внимания (аморальный априори), который можно остановить одним нажатием большого
пальца по кнопке пульта, который сыграет в блистательном, по своему цинизму,
финале, далеко не последнюю роль.