Дракула*
Режиссёр: Tod Browning
В ролях: Bela Lugosi; Helen Chandler; David Manners; Dwight Frye; Edward Van Sloan
Агент по продаже недвижимости,
величать которого Ренфилдом, отправляется из родной Англии в далёкую,
загадочную Трансильванию, где его ожидает граф Дракула, заинтересованный в
покупке древнего аббатства Карфакс. Странности не заставляют себя долго ждать:
пассажиры дилижанса, в котором по румынским землям передвигается Ренфилд,
оповещают его о том, что грядёт Вальпургиева ночь, во время которой двери
закрываются на крепкие засовы, а крестьяне молятся о спасении Деве Марии. Когда
же англичанин заявляет о том, что направляется в замок Дракулы, его спутники
бледнеют и на полном серьёзе заявляют Ренфилду, что в этом строении проживают вампиры
– как сам граф, так и его три жены – ближе к ночи восстающие из собственных
гробов и оборачивающиеся волками и летучими мышами. Однако беззаботный делец не
внемлет просьбам местных остаться на эту ночь в деревне и лишь на следующее
утро продолжить свой путь, - разве что принимает в дар у одной из женщин
нагрудный крестик. Ближе к полуночи он сменяет дилижанс на экипаж графа,
ведомый загадочным до крайности кучером... который в один прекрасный момент
исчезает, уступая место летучей мыши. По прибытии в замок Ренфилда встречает
Дракула собственной персоной (который, как убеждается зритель, действительно
вампир и действительно в дневное время суток обитает в гробу), при вое волков
изрекая сакраментальное: «Дети ночи! Какая прекрасная музыка!», а чуть позже не
менее сакраментальное: «Кровь – это жизнь!»... Его владения производят не самое
позитивное впечатление: крысы, паутина... одним словом, бррр! Подписав все
необходимые бумаги, граф, превратившись в летучую мышь, кусает Ренфилда, делая
того своим слугой и обещая дать ему «власть над жизнью маленьких созданий, в
чьих венах течёт кровь». После того как бедный англичанин пополнит ряды
нелюдей, он и Дракула погрузятся на шхуну под названием «Веста», которая
прибудет в один из портов Великобритании с уже мёртвым на тот момент экипажем и
Ренфилдом, ведущим себя аки самый натуральный безумец... Его определят в
клинику доктора Сьюарда, а граф в первый же день пребывания в новой для себя
стране превратит в вампира девушку-продавщицу цветов и познакомится с вышеупомянутым
Сьюардом, а также его дочерью, очаровательной Миной, её женихом Джонатаном и её
подругой Люси. Последняя, после непродолжительного разговора с отчётливым
мистическим оттенком, явно увлечётся Дракулой – до тех пор, пока он не придёт к
ней ночью в уже знакомом нам образе крылатого кровопийцы и не выпьет всю её
кровь, таким образом лишив жизни. Тем временем, по зову доктора Сьюарда, в
Лондон прибывает профессор Ван Хельсинг, который а) убеждён в том, что эта
смерть – проделки «носферату», вампира, б) считает, что вампиром является ни
кто иной как наш замечательный граф. Впрочем, Люси скоро вернётся в мир живых
уже в качестве жаждущего крови монстра, а Мина в свою очередь станет очередной
жертвой трансильванского упыря. Остановить его и его слуг теперь могут лишь Ван
Хельсинг и возлюбленный Мины, Джонатан...
Таким фильмам сложно
давать оценки и подвергать какой бы то ни было критике. Ведь это самая
натуральная классика, более того, один из наиболее ярких и полюбившихся
зрителям хорроров начала прошлого столетия. Вернее, таковых на самом-то деле
было два, если говорить о Культе: «Дракула» студии Universal и «Носферату» авторства
Фридриха Вильгельма Мурнау. Прежде чем перейти к собственным ощущениям от
просмотра, отмечу несколько любопытных фактов. Те, кто знаком с данным фильмом,
наверняка согласятся, что сложно забыть нечеловеческий блеск в глазах графа – а
между тем, зловещий эффект был достигнут путём использования двух фонарей
размером с карандаш, направленных в глаза исполнителя главной роли, Белы Лугоши.
Который, к слову, взялся за этот проект, согласившись на смехотворный оклад в
500 долларов за неделю съёмок. Эта сумма была крайне низкой даже несмотря на
то, что «Дракулу» снимали в период Великой Депрессии, - именно поэтому с
финансированием были некоторые проблемы, и вместо крупномасштабной экранизации
романа Брэма Стокера данная лента является экранизацией театральной пьесы по
мотивам легендарного произведения. И пара несколько комичных фактов. Нападение
на Ренфилда в фильме не показано, так как авторы боялись... гомосексуального
подтекста, - мол, наш граф нападает и кусает только женщин. Кроме того, в
то же время, только в другие часы снимался... ещё один «Дракула», только не
американский, а испанский, с испанскими же актёрами. А теперь, что касается
впечатлений... Конечно, фильм не пугает. Однако сложно НЕ признать, что он
является весьма и весьма атмосферным. Черно-белое изображение и отличная от
современных стандартов игра актёров абсолютно не раздражают, более того,
«Дракула» в 2006 году, спустя 75 лет после выхода на экраны, абсолютно не
кажется анахронизмом! Данная работа смотрится с неослабевающим интересом и в
наши дни, а поэтому получает от меня твёрдую девятку из десяти возможных
баллов. Исключительно сама по себе, без оглядки на культовый статус.