The
Dunwich Horror (1970) США
Ужас Данвича*
Режиссёр: Daniel Haller
В ролях:
Sandra Dee; Dean Stockwell; Ed Begley;
Lloyd Bochner; Sam Jaffe
В
последнее время меня серьёзно потянуло на культовые старые и просто старые
фильмы ужасов. Чем это объяснить? Не знаю, да оно и не важно – важно то, что в
упаковке свежекупленных DVD оказался и «Ужас Данвича», снятый без малого 36 лет назад, с молодым
Дином Стоквеллом («Лангольеры», «Синий бархат», «Дюна») в главной роли.
Действие
разворачивается в университете города Мискатоник. В один несчастливый для
некоторых местных жителей день там появляется странный молодой человек по имени
Уилбур, который и не пытается скрыть свой интерес к „Некрономикону“,
хранящемуся в библиотеке университета, а равно и к профессорской дочке, Нэнси.
Девушка выказывает взаимную симпатию и в первый же вечер предлагает отвезти Уилбура
в его родной Данвич, поскольку тот опоздал на последний автобус. Особняк,
принадлежащий молодому человеку, выглядит, мягко говоря, зловеще – на месте
Нэнси зайти туда я бы не решился. В доме, помимо них, оказывается ещё один
человек – этот странный старик, по словам Уилбура, является его отцом. После
вполне невинного чаепития Нэнси собирается уезжать... что ей не удаётся. Уилбур
хорошенько „поколдовал“ над её машиной, и она теперь не заводится. Телефона в
доме нет, - соответственно нет и никакой возможности позвонить, попросить у
кого бы то ни было помощи. Вдобавок ко всему чай, который пила Нэнси, был, гм,
с некоторыми „добавками“. Она остаётся на ночь в зловещем особняке и видит
странные сны (сны ли?): безумные оргии с её участием, скалы и море, оргии,
скалы и море, оргии... Несмотря на такие грёзы, Нэнси решает остаться на весь
уикэнд – и приехавшие за ней подруга и профессор уезжают несолоно хлебавши. Их
единственный багаж: история семьи Уилбура, расказанная местным врачом. 25 лет
назад у женщины появилась двойня – собственно Уилбур и другой, якобы
мёртворождённый. Отцом деток был могущественный колдун, мечтающий о том, чтобы
призвать на Землю „Древних“, чьё пришествие станет началом конца человеческой
расы. Женщина после родов напрочь потеряла рассудок и по сей день находится в
психбольнице. Неудивительно, ведь „мёртворождённый“ на самом деле жив... и мало
похож на человека. Планы же самого Уилбура просты: использовать Нэнси в
качестве очередного агнца на заклание, и довершить то, что начал его отец. Для
этого он похищает из библиотеки Некрономикон, попутно убивая охранника...
Я думаю,
многие уже поняли, что это очередная вариация «на тему Лавкрафта». Увы,
большинство поклонников творчества этого замечательного писателя наверняка
будет разочаровано. Стоквелл попросту смехотворен в роли колдуна,
лавкрафтианской атмосферы нет и в помине (это вам не «Зов Ктулху»), ритуалы и
оргии выполнены неплохо, но и не особо впечатляюще. Что по-настоящему удалось,
так это особняк. Он (как снаружи, так и внутри) выглядит действительно пугающе
и атмосферно. То же самое касается и окрестностей. Любопытны кадры «с точки
зрения» чудовища – братца Уилбура. Сам по себе монстр вышел недурственным, в
особенности учитывая год, когда был снят фильм, и минимальный бюджет. По-настоящему
классной вышла сцена нападения «братца» на дом местных фермеров. Из плюсов
также отмечу саундтрэк и звуковые эффекты, а также некоторое количество
обнажёнки.
Если рассматривать «Ужас Данвича» как
экранизацию Лавкрафта, то фильм абсолютно несостоятелен. Если же расслабиться и
забыть о том, по мотивам чьих рассказов он был снят, - можно достаточно неплохо
провести 90 минут своей жизни. Не выдающийся, но вполне достойный хоррор начала
70-х.