The Dead
Zone (1983) США
Мёртвая зона*
Режиссёр:
David Cronenberg
В ролях: Christopher Walken; Brooke Adams;
Tom Skerritt; Herbert Lom; Anthony Zerbe
Талант великого писателя (С. Кинг) + талант великого актера (К. Уолкен) позволили случиться просто хорошей картине.
Эпоха компьютерных эффектов еще не наступила, и фильмы использовали больше тех факторов, которые сегодня отошли на второй план. Хотя, конечно же, игровое кино всегда использовало спецэффекты, доступные к моменту снятия киноленты. А вот к отошедшим факторам я всё-таки причислю умение актера войти в роль (то что всегда отличало нашу советскую школу), умение создать правдоподобный образ, в который безоговорочно поверит зритель. Одним словом это харизма актеров (как принято говорить) первого плана. Она "зажгла" много "звезд" Голливуда, и в сочетании с талантом режиссера и создателей спецэффектов мы получили множество кинохитов.
Так вот о харизме. Главный герой этого фильма актер Кристофер Уолкен. Я думаю, что продолжать и не надо. Я уверен, в нынешнем Голливуде не найдется ни одного актера подобного плана с таким амплуа.
Он привнес в довольно-таки скучный (как и большинство экранизаций С.Кинга) сюжет гигантскую долю собственного обаяния и великолепной актерской игры. И результатом можно гордиться.
Я не буду полностью пересказывать сюжет, ибо Вам в любом случае просто необходимо прочитать само одноименное произведение перед просмотром.
Книга написана ИМЕННО для чтения, а вот умение создателей сделало просмотр не очень утомительным (в отличие от других постановок)
Вещь очень психологическая и сугубо личностная (как и все произведения мастера).
Опять же, она основана на личном переживании главного героя и соответственно на личном восприятии этого КАЖДЫМ из читателей. И это и есть тот камень, о который разбивается большинство экранизаций. Режиссер выбрал свою форму для реализации внутренних ощущений, свою визуализацию, а у подготовленного зрителя - читателя уже имеется своя. И частенько они различны. Поэтому большинство фильмов, снятых по Кингу, считаются провальными. Фильм не должен навязывать зрителю мировоззрение автора, иначе это уже авторское кино. И всем известно насколько узок любительский зрительский интерес к подобным фильмам. А вот книга должна уметь заставить работать воображение, что и делает ее удобным инструментом в руках дирижера. Каждый из нас представляет "СПЯЩУЮ КРАСАВИЦУ" именно с тем типажом, который каждый из нас считает за критерий красоты и идеала.
В связи с этим в кино не прощаются многие допуски, существующие в литературе.
Данный фильм усилиями К. Уолкена дает нам почувствовать всю трагедию главного героя, который взамен потерянного личного счастья получил награду (проклятие) - способность при прикосновении к человеку увидеть определенный момент его будущего. Герой проклинает этот "дар", поскольку он потерял по своему разумению все в своей жизни и является не нужным даже подчас самому себе. Он потерял свою любовь. Его бывшая девушка стала женой другого человека и матерью двух детей. Он потерял самую драгоценную вещь - время. Время что-то поправить и изменить. Он один в мире, который полно и весело прожил те двадцать лет, что он был в катарсисе. И он не понимает этот мир, не может, как и любой другой человек в подобной ситуации, простить это миру. Но он не озлобляется. Ему приходится жить.
Представьте, как неимоверно трудно передать в кино личную трагедию, которая не имеет внешних форм. Есть выражение: Легко найти, ради чего умереть, гораздо сложнее, ради чего жить. И наш герой находит. Он понял, что может быть полезным, предотвращая возможные трагедии. Практически без помощи находит серийного убийцу в городке, где живет, который убивал в течение десяти последних лет. Но в душе он знает, что не ради этого ему "подарен" второй шанс и дан в пользование этот дар.
Что эта его жизнь (а по смыслу понятно, что возвращение из 20 летней комы, в которой он пребывал после аварии это особый дар Провидения) возможность предотвратить нечто гораздо большее. Вселенскую, истинную трагедию не конкретных людей, а человечества в целом. В обычном сенаторе, который вел предвыборную кампанию, он увидел будущего президента, развязывающего ядерную войну. И решается на то, что сам считает недопустимым - на убийство сенатора. Волей автора ему не суждено его совершить (что и правильно), но создав некий нестандартный момент, он показывает миру истинную сущность сенатора и рушит его карьеру. Этот поступок как попадание стрелы в цель, после чего сыгравшая роль стрела уже не нужна. Выполнив предназначение, в качестве "награды" ему дана возможность умереть (это моя личная точка зрения). По произведению, его убивают телохранители сенатора. Но что для него значила смерть. Когда он подарил всем жизнь. Подарил тем, кто даже не знал о нем, кто и не вспомнит никогда. Но жизнь подарена и той, которая оставит навсегда частичку ЕГО в душе.
И конечно то, чего нет в русском переводе фильма, но зато есть в русском переводе книги, это прощальное письмо той, ради которой в большей степени и была эта жертва. Прочтите его.
Нет, я сам:
... ВЕРОЯТНО, ЧЕМУ БЫТЬ, ТОГО НЕ МИНОВАТЬ, И ДЕЛО ВСЕ РАВНО КОНЧИЛОСЬ БЫ ПУЛЕЙ, ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ, ИЛИ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ, ИЛИ ЧЕРЕЗ ГОД.
ЧТО Ж, МЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ СВОЙ ШАНС, И ВЫПАЛО "НА ХОЗЯИНА" - Я БЫ СКАЗАЛ, НА ДВОЙНОЕ ЗЕРО. НО Я ДУМАЮ О ТЕБЕ, САРА, И ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ЭТО ЗНАЛА. У МЕНЯ ВЕДЬ НИКОГО НЕ БЫЛО, КРОМЕ ТЕБЯ, И НИЧЕГО У НАС НЕ БЫЛО ЛУЧШЕ ТОГО ВЕЧЕРА. ХОТЯ ИНОГДА МНЕ С ТРУДОМ ВЕРИТСЯ, ЧТО БЫЛ 1970 ГОД С ВОЛНЕНИЯМИ В УНИВЕРСИТЕТАХ, И НИКСОН ЕЩЕ ПРЕЗИДЕНТ, И НЕТ КАРМАННЫХ КАЛЬКУЛЯТОРОВ И ДОМАШНИХ ВИДЕОМАГНИТОФОНОВ, НЕТ НИ БРЮСА СПРИНГСТИНА, НИ АНСАМБЛЕЙ ПАНК-РОКА. А В ИНЫЕ МИНУТЫ КАЖЕТСЯ, ЧТО ДО ТОЙ ПОРЫ РУКОЙ ПОДАТЬ, ЧТО ОНА ПОЧТИ ОСЯЗАЕМА И СТОИТ МНЕ ОБНЯТЬ ТЕБЯ, ДОТРОНУТЬСЯ ДО ТВОЕЙ ЩЕКИ ИЛИ ШЕИ, И Я СМОГУ УВЛЕЧЬ ТЕБЯ В ДРУГОЕ БУДУЩЕЕ, ГДЕ НЕТ НИ БОЛИ, НИ МРАКА, НИ ГОРЕЧИ ВЫБОРА.
КАЖДЫЙ ДЕЛАЕТ, ЧТО В ЕГО СИЛАХ, И ДЕЛАТЬ ЭТО НАДО КАК МОЖНО ЛУЧШЕ... НЕ ВСЕГДА ПОЛУЧАЕТСЯ, НО НАДО СТАРАТЬСЯ. САРА, НЕТ НА СВЕТЕ ТАКОГО, ЧТО УТРАЧИВАЕШЬ НАВСЕГДА. НЕТ НА СВЕТЕ ТАКОГО, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОБРЕСТИ ВНОВЬ.
Из прощального письма Джона Смита.
(Стивен Кинг- Мертвая Зона)
8/10