Dark Night
of the Scarecrow (1981) США
Тёмная ночь пугала*
Режиссёр:
Frank De Felitta
В ролях: Charles Durning; Robert F. Lyons;
Claude Earl Jones; Lane Smith; Tonya Crowe
Заштатный американский городишко поселкового типа. Великовозрастный дурачок Бубба Риттер любил потусоваться с маленькой девочкой по имени Мэрили. Многие его не любили и взирали на его тусовки с нескрываемым гневом. Однажды Мэрили проникает через забор на частную территорию, где на неё нападает собака. Бубба спешит на помощь, но девочка получает серьёзные ранения (останется жива). Вместе с раненой он мчится к её матери. Та в ужасе. Срочно собирается клич, и местные жители сразу заподазривают в произошедшем дурачка, за которым в погоню бросаются четыре старых пердуна во главе со здешним почтальоном. Несмотря на противодействие мамочки преследуемого, они при помощи собак настигают его на территории поля, где он замаскировался под пугало. По команде почтальона один за другим раздаются выстрелы, которые прекращают биение сердца невиновного человека. После убийства изверги обставляют всё как самооборону – якобы Бубба бросился на них с вилами. Суд оправдывает убийц под вопли матери умершего. Но её причитания будут услышаны, и вскоре на этом самом поле появится точно такое же пугало, а виновные в гибели умственно отсталого детины понесут заслуженное наказание…
Премьера ТЁМНОЙ
НОЧИ ПУГАЛА состоялась на телеканале CBS в 1981 году, в ночь на Хэллоуин. И в самом деле, данный день (точнее,
ночь) как нельзя кстати подходит для просмотра данного шедевра 80-х годов.
Предупреждаю сразу всех любителей вывороченных кишек, отрубленных конечностей и
рек крови: убийств здесь мало, и они будут показаны на восприятие (используются всяческие механические агрегаты). Ничего
натуралистичного мы не увидим. Но что тогда смотреть здесь? Неужели лишь
женскую обнажёнку? Помилуйте, её здесь тоже нет. Динамичное развитие событий
также отсутствует, а середина кажется несколько затянутой. Так, часть аудитории
мы отсеяли, и теперь я начинаю перечислять положительные вещи. Это очень
атмосферный фильм. Уже с первых кадров, демонстрирующих лопасти мельницы,
создаётся ощущение, что увидишь что-то из ряда вон выходящее. И это подтверждается
последующим действием. Хочу отметить замечательную тревожную музыку, которой
принадлежат как минимум треть всех лавров данного творения. Работа камеры не
выглядит выдающейся, но оператор подбирает удачные ракурсы, которые вследствие
не менее успешной нарезки кадров (монтажа) создают ощущение целостной картинки.
Поразительно, но режиссёру удаётся создавать напряжение даже в тех моментах,
когда светит солнышко. Я уж не говорю про ночные “этюды”, которые, не побоюсь
этого слова, отдают в хорошем смысле “арджентовщиной”. Девочка в белом,
тревожное ночное поле, то и дело появляющееся и исчезающее пугало – это
синонимы этого жутковатого хоррора. Нет никакого сомнения, что Уильям Уэсли,
создатель культовых ПУГАЛ, вдохновлялся данным ужастиком, также как и Джефф Бёрр
со своей НОЧЬЮ ПУГАЛА. Но если о последнем фильме я умолчу в виду его
трэшовости, то Уэсли сумел переплюнуть своего учителя и создал не менее
страшный жутик, в который напихал того, чего нет здесь – кровушки и
брутальщины. Теме не менее, как вы понимаете, с этой картиной должен
ознакомиться всякий уважающий себя хоррорман. Это – история.