Dagon (2001) Испания, США
(итк Dagon - La secta del mar итк Dagon: Sect of the Sea)
Дагон* (итк Дагон – морское чудовище итк Дэгон)
Режиссёр: Stuart Gordon
В ролях: Ezra Godden; Francisco Rabal; Raquel Meroño; Macarena Gomez; Brendan Price
Брайан Юзна, Стюарт Гордон и
Хулио Фернандез – этот творческий тандем является для меня абсолютной гарантией
качества того или иного фильма. Не говоря уже о том, что господа Юзна и Гордон
являются большими поклонниками творчества замечательного писателя Говарда
Лавкрафта, экранизации которого обыкновенно получаются у них на «пять с
плюсом». Заканчивая предисловие, остаётся сказать, что я остался более чем
доволен и тем же «Ротвейлером», и той же «Монахиней», - несмотря на то, что эти
ленты не обругал разве что ленивый. Что же касается «Дагона», - его, наоборот,
обласкали (без кавычек). И мне ничего не остаётся, кроме как присоединиться к
стройному хору голосов, оповещающих мир о том, что данная работа – ни много ни
мало, одна из лучших экранизаций Лавкрафта.
Вначале был сон. Кажущиеся
бесконечными блуждания в морских пучинах и – что это? Город, появившийся на
свет ранее самой древности, загадочный и пугающий, чьи обитатели определённо не
имели ничего общего с родом человеческим. Именно там «исследователь», молодой
человек по имени Пол, встречает девушку неземной красоты, которая сначала
оборачивается русалкой, а затем – зловещим демоном. Пробуждение. Понимание, что
это был не первый кошмар... и не последний. К счастью, в реальности Пол и его
возлюбленная Барбара находятся на яхте своих друзей, Говарда и Викки, близ
испанского побережья, и рядом не наблюдается никаких русалок и древних обителей
внеземных рас. Всего лишь небольшое путешествие, отдыха ради, и ничего более.
Однако ситуация быстро меняется к худшему: с берега раздаются странные, незнакомые
уху обыкновенного американца песнопения, а на горизонте появляется шторм,
надвигающийся на расположенный неподалёку крохотный рыбацкий городок и
беззащитную яхту нечеловечески быстро. Контроль над судёнышком потерян, его
несёт прямо на острые прибрежные валуны. Бах. В корпусе трещина, хлещет вода, а
Викки... Викки серьёзно пострадала и неспособна самостоятельно передвигаться.
Пол и его прекрасная половина отправляются на спасательной шлюпке к берегу, за
помощью, а их друзей, тем временем, атакует некто нами невидимый... и уносит на
дно морское.
По прибытии в городок
становится явным абсолютное его неприятие по отношении к чужакам: на улицах
никого, а окна домов буквально «задраены». Ни голосов, ни... ничего. Местная
церковь не производит впечатления «дома Божьего»: атрибуты христианства
отсутствуют там как класс. Священник сопровождает нервничащую (есть от чего!)
пару к рыбацкой лодке, на которой занимаются своими делами два крайне странных
типа: «Женщина должна остаться на берегу, дабы оповестить о произошедшем ЧП
полицию, мужчина – плыть к друзьям». Так и поступили. Увы, Пола ожидало
разочарование, поскольку на яхте не осталось ни Говарда, ни его супруги...
Собственную же любимую наш герой, по возвращению в богом проклятое поселение,
также не смог обнаружить, более того, с наступлением ночи на него была открыта
форменная охота, в ходе которой Пол наконец-то понял, что местные жители давно
перестали быть людьми... Как в буквальном, так и в переносном смысле. Небольшую
завесу над тайной города приоткроет случайная встреча с пожилым алкоголиком,
единственным, кто ещё не начал (и никогда не начнёт) Обращение в
рыбочеловека... По его словам, когда-то тамошнее население потеряло веру в
собственные силы и будущее, ибо в море закончилась рыба, - их единственный
промысел и корм. Но прошло какое-то время, и в родные пенаты вернулся капитан,
обещавший своим друзьям и «соседям» райские кущи в том случае, если они
откажутся от традиционный веры и обратят свои взоры и молитвы в сторону
Древних. Могущественнейших существ, обитающих в морских пучинах... Тогда
несогласных умертвили, а согласные... согласные со временем приступили к
вышеозначенному Обращению. Их стихия – вода, их могущество – в силах Иной расы,
их облик – мало похож на человеческий. И что самое жуткое, Пол имеет
определённое отношение к этой «семье».
Изумительный
лавкрафтианский хоррор. Пугающий, атмосферный настолько, насколько это
возможно. Антураж великолепен, грим рыболюдей и спецэффекты не вызывают ни
малейших нареканий. Эзра Годден в главной роли, о котором впору говорить как о
новом Джеффри Комбсе. Плюс непременная для Гордона и Юзны толика жестоких,
наикровавейших сцен. Шикарная работа. Как хоррор – почти идеальный. Как
лавкрафтианская работа – уступает лишь «Зову Ктулху».