Зов Ктулху
Режиссёр: Andrew Leman
В ролях: Ramón Allen Jr.; Leslie Baldwin; Daryl Ball; John Bolen; Aidan
Branney
Теперь я знаю, как
называется лучший хоррор 2005 года, пусть и отсмотренный мною лишь в середине
2006-го. Также я знаю, как называется лучшая из всех когда-либо снятых
экранизаций (и прочих вариаций «на тему») рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта.
Режиссёр и сценарист ранее не были замечены в съёмках чего-либо по-голливудски
«серьёзного», фильмографии их достаточно скудны. Однако, как это уже было
неоднократно доказано, не имеющий особого опыта «молодняк» иногда выдаёт такое…
что признанные мастера вынуждены снять шляпу и сказать: «Да, мы бы так не
смогли. Чертовски хорошо!».
Режиссёр «Зова…» и
его команда решили сделать финт ушами и снять не просто очередную экранизацию
бессмертных творений Лавкрафта, а соригинальничать: данный фильм – мало того,
что чёрно-белый, так ещё и короткометражный (45 минут). И самое «ужасающее» для
любителей «Людей Икс» и прочих «Спайдерменов» – немой. Стилизация под картину
20-х годов прошлого века удалась идеально. Я бы и не подумал, что это
современный фильм, не зная подробностей.
Сюжет настолько
близок к книге, насколько это возможно. В двух словах (ибо надеюсь, что всякий
уважающий себя хоррорман знаком с творчеством Лавкрафта): разные люди в разных
уголках света встречаются с культом Ктулху, и данное «знакомство» не проходит
для них бесследно. Первый: художник, видящий насколько страшные, настолько и
яркие, а потому интересные для творческой натуры сны, которые в один прекрасный
день (вернее, ночь) резко обрываются и более не возвращаются. Второй: полисмен,
который пытается пресечь дикую для современного человека «жизнедеятельность»
культа Ктулху, члены которого проводят свои чудовищные ритуалы неподалёку от
Нью-Йорка. Третий: норвежский моряк, без всякого на то желания подошедший ближе
всего к тайне, окутывающей Древних, - его корабль оказался буквально в
нескольких сантиметрах от поднявшегося со дна морского Р’льеха, а команда
рыбацкого судна воочию узрела самого Ктулху, пробудившегося от многовекового
сна… Обо всём этом становится известно главному герою фильма, в руки которого
попал дневник его деда, в котором и описываются приключения вышеназванных
людей…
Я – не поклонник
немого кино. Я – не поклонник чёрно-белого кино. Но этот фильм меня покорил. За
последние несколько лет я не припомню ни единого случая, когда один и тот же
фильм я пересматривал (один – не в компании!) ТРИ раза. Съёмки просто
изумительны. Симфоническая, - местами тревожная, местами помпезная, местами
просто до безумия красивая, - музыка заставляет крепко задуматься о том, где бы
приобрести саундтрэк. Фильм сам по себе атмосферен. Сам по себе – и это было
для меня удивлением! – пугающ: есть где вздрогнуть (и отнюдь не от громких
звуков, как во множестве современных хорроров!), есть где по-настоящему
испугаться. Он на самом деле смотрится так, будто был снят 80 лет назад. Он на
самом деле 100-процентно соответствует уникальному духу произведений Лавкрафта.
Пожалуй, я не ошибусь, если назову «Зов Ктулху» одним из самых примечательных
хорроров, вообще когда-либо снятых в 20-м и 21-м веке.
Это лучший фильм «по Лавкрафту», это лучший фильм ужасов 2005-го года, это, чёрт возьми, попросту ГЕНИАЛЬНЫЙ фильм, по сравнению с которым блекнут даже такие замечательные работы как «В пасти безумия».