Horror C-Cl Horror
Cloverfield (2008) США
(итк 1-18-08 итк Monstrous)
Монстро*
Режиссёр: Matt Reeves
В ролях: Lizzy Caplan; Jessica Lucas; T.J.
Miller; Michael Stahl-David; Mike Vogel
Роб. Будем знакомы. Этот парень - многообещающий специалист в своей области, ведь не зря его переманивают аж в Японию. От такого предложения не отказываются, хоть и безумно жаль надолго расставаться как с братом и друзьями, так и с подружкой, Бет. Они любят друг друга, но ни разу не признались друг другу в этом чувстве. Напоследок, перед тем как на долгие месяцы, а может и годы, покинуть Америку, Роб закатывает грандиозную вечеринку в Манхэттэне. Немного выпивки, 50 процентов грусти и 50 процентов веселья. Это будет началом бесконечной череды смертей. Кошмара, который напрямую затронет Роба и его близких. Сначала погаснет свет. Затем прогремят взрывы. Очередная атака безумных исламистов? Вряд ли. В Нью-Йорке объявился гость. Нечто, не похожее ни на одно из знакомых науке существ. Его размеры позволяют без ущерба для себя уничтожать целые кварталы. Но это не единственная угроза. Монстр пришел не один. С детьми. Которым вполне по вкусу человечинка. Армия кажется бессильной: "Хаммеры" и автоматные очереди - смешной заслон на пути чудовища, право слово. Бег, паника, эвакуация. При переходе через бруклинский мост Роб теряет брата. Навсегда. Но сам остается жив, как и трое его друзей. Теперь цель - не сбежать из города. Цель - прийти на помощь к Бет. Она у себя дома. Ранена и не в силах пошевелиться. Прямо в эпицентре разрушений, чинимых "гостем". Впереди - опустевшие улицы, разрушенные здания, туннели метро, кровожадные "детеныши" и сам монстр. Не так давно у Роба появилась новенькая видеокамера. Все, с начала вечеринки и заканчивая путешествием ради спасения любимой, снимается на пленку. Каков будет последний кадр?
Не успел я подготовить обзор на испанский "Репортаж", как мне в руки наконец-таки попал наделавший немало шума как у нас, так и на Западе американский фильм, снятой в сходной манере. Речь, разумеется, о псевдодокументальной съемке. Тренд, начало которому положила "Ведьма из Блэр". И надо сказать, последователи оказались не хуже первопроходца. На мой взгляд, последняя работа Хауме Балагеро - шедевр в мире зомби-хоррора. Что касается "Монстро" (переводчики обчитались udaff.com?), то это весьма необычный сплав "жутика" и фильма-катастрофы, в котором, впрочем, нет ничего от всяческих "Послезавтра" и прочих "Годзилл" - уморительного трэша, невероятных по размаху спецэффектов, сюжетной убогости и общей сказочности; всего того, что отличает фильмы Эммериха и ему подобных. "Документальный" эффект невероятно силен, как и в случае с "Репортажем": ты среди героев; ты - один из них; ты не смотришь фильм; ты участвуешь в нем; не в съемках; в реальности. И если основными действующими лицами балагеровского шедевра в большей степени были зомби, акцент делался на ужасняцкую составляющую и черно-черную атмосферу, то в "Монстро" главными героями являются именно люди (чудовище - на заднем плане, как интересный бэкграунд). Никакой, даже околожанровой атмосферы нет и в помине, есть другое - сильнейший драматизм. Лично я не мог оторваться от экрана все 80 минут, а жестокий и разумный финал заставил вспомнить, что такое "мурашки по коже". Манера съемки? Я опасался того, что не смогу выдержать и десятой доли фильма, но нет, "любительщина" совершенно не раздражает, наоборот, обозреваемой ленте это только в плюс. Спецэффекты безусловно хороши, чувствуется, что у "Монстро" был очень недурственный бюджет - однако повторюсь, они - не главное, они - лишь дополняют общую картину. Хоть убейте, не могу найти ни одного минуса. Ни единого. Хоррор - сильный психологически, зрелищный, отлично задуманный с точки зрения концепции и отлично реализованный с точки зрения визуализации оной. Если и "Дневники мертвецов" Ромеро окажутся достойной внимания работой, 2008-й впору называть годом "псевдодокументального хоррора". И "псевдодокументальность" в данном случае следует исключительно со знаком "плюс". 10/10