Black
Christmas (1974) Канада
(итк Silent Night, Evil Night итк Stranger in the House)
Чёрное рождество*
Режиссёр: Bob Clark
В ролях: Olivia Hussey; Keir Dullea; Margot Kidder; John Saxon; Marian Waldman
Женское студенческое общежитие в
канун Рождества. Естественно, об учёбе нет и речи, все заняты своими личными
делами, - плюс немножко развлечений, свойственным молодёжи. Но привычная жизнь
этого дома круто изменится в один вечер. Виной этому будут как минимум три
события. Первое: раздастся телефонный звонок, и поднявшая трубку девушка
услышит странные звуки – словно кто-то кого-то душит, затем тяжёлое дыхание,
нечленораздельное хрюканье и дьявольский смех. Спустя какие-то секунды – фраза
«Я знаю, что вы ещё там!» и бесконечный поток непристойностей. Очаровательные
дамы лишь посмеются над проделками то ли шутника, то ли классического психа. Да
и какая ещё может быть реакция на поведение человека, развлекающегося таким
образом? Впрочем, развлекающегося ли? Ведь одна из девушек, Клэр, вскоре
поднимется к себе в комнату, где ей покажется, будто некто орудует в
гардеробной. Взволнованная этим фактом, она не будет звать на помощь, решив
сама проверить, что к чему. Увы, эта проверка закончится нападением на Клэр
неизвестного, который задушит её при помощи целофана и, удостоверившись в
летальном исходе, затащит жертву на чердак, откуда он и появился. Теперь Клэр
будет «украшать» это мрачное помещение, являясь завершающим «орнаментом»
старого кресла-качалки.
Тревогу поднимут лишь на
следующий день. Отец Клэр должен был встретиться с ней в час дня, однако и в
два она так и не пришла на родительское рандеву. Обеспокоенный мужчина
обратится за помощью сначала к заведующей общежития миссис Мэк, а потом – в
полицию. Но, к сожалению, никто на данный момент не в силах ему помочь...
Параллельно маньяк развивает свою деятельность. Теперь он названивает Джесс,
которой и без того хватает проблем: она беременна и намерена сделать аборт, с
чем категорически не согласен отец ребёнка и её возлюбленный Питер. Что
особенно неприятно и удивительно, в ходе очередного «разговора» псих упоминает
этот факт, намекая на то, что он солидарен с Питером. Учитывая то, что
последний, как минимум, в бешенстве от действий и помыслов своей девушки, может
быть, его следовало бы сделать подозреваемым номер 1? Тем более, что когда он
находился возле общежития, в близлежащем парке полицейскими и добровольцами был
обнаружен труп школьницы, а позже – посредством насаживания на крюк убита
миссис Мэк. За расследование берётся лейтенант Фуллер, который предлагает
оснастить каждый телефон в общежитии «жучками», а также установить контроль за
домом. Но дежурный коп погибает, а звонки, как выясняется, исходят не снаружи,
а из самого здания...
«Чёрное
рождество» на пару с «Психо» Хичкока и «Кровавым заливом» Бава-старшего
считается одним из предвестников такого поджанра как слэшер. Любопытства
добавляет тот факт, что его автором является Боб Кларк, чуть ранее снявший не
самый плохой «молодёжный» зомби-фильм «Детям не следует играть с мертвецами», а
среди актёров засветились Джон Сэксон и красавица Оливия Хасси. Так что же, нас
ожидает увлекательное зрелище? Не совсем. Культ – культом, пусть и
«несправедливо недооценённый», предвестник – предвестником, но я бы не назвал
«Чёрное рождество» выдающейся лентой. Да, в ней заложено многое из того, что
будет впоследствии более успешно (!) реализовано Джоном Карпентером в его «Хэллоуине»,
да, местами проглядывает жутковатая атмосфера, да, актёров и оператора можно
только похвалить. Однако претензий также хоть отбавляй. Во-первых, середина
фильма, а вернее всё то, что наличествует между прологом (первые 15 минут) и
финалом (последние 15 минут), не кажется шибко интересным: это скорее помесь
детектива с триллером, вроде того, что недавно было снято под маркой «Когда
звонит незнакомец». Указание на убийцу слишком явное, и также слишком явно то,
что мнимый убийца является именно-таки мнимым. Можно простить отсутствие
обнажёнки и жестоких убийств, держись здесь атмосфера «от и до», будь здесь
интрига и саспенс (в конце концов, не о «пятнице» же «13-ой» речь, сиречь не о
современном жёстком и жестоком слэшере)... но увы и ах. Это нормальный,
крепкий, качественный фильм, который местами будет интересен, а местами
откровенно скучен. Тем не менее, я ни разу не жалею, что ознакомился с «...
рождеством». Ибо это классика, а классику надо знать в лицо.