Horror B-Bl Horror
The Beast from 20 000 Fathoms
(1953) США
Чудовище с глубины 20 000 морских саженей*
Режиссёр: Eugène Lourié
В ролях: Paul Hubschmid; Paula Raymond; Cecil Kellaway; Kenneth Tobey; Donald Woods
Силами американских учёных стартует очередной проект,
названный кратко и просто: «Эксперимент». Место проведения: Арктика, цель проведения:
ядерный взрыв. Намеченное претворяется в жизнь, и снег со льдом рушатся
куботоннами. Двое, профессор Том Несбитт и его коллега Джордж Ричи отправляются
ближе к поражённой территории, дабы сделать некие замеры, как вдруг один из них
слышит дикие, пугающие и... живые звуки. А затем производителя оных:
чудовищного зверя, напоминающего давно вымерших динозавров. От испуга Ричи
падает в ледяную воронку, а пришедший ему на помощь Несбитт... что ж, он не в
силах помочь другу и коллеге – монстр провоцирует снежное обрушение и – Джордж
заживо погребён. Навсегда. Несбитт же приходит себя уже в Нью-Йоркском
госпитале, где его росказням о вернувшемся из доисторических времён чудовище не
верит ровным счётом никто. Ни военные. Ни учёные. Ни врачи. Ни Торгуд Элсон,
именитый палеонтолог, к которому первым делом обратился Том, обнаружив в первой
же прочитанной им газете заметку о потопленном траулере: единственный
оставшийся в живых моряк свидетельствовал о том, что виновником трагедии стал
огромный динозавр. Или, если быть точным, Редозаурус, вымерший сто миллионов
лет назад. Такое предположение делает ассистентка Элсона, очаровательная Ли
Хантер – невероятное предположение, но – среди сотен других изображений
доисторических хищников, выбор Тома пал именно на это существо. Опознаёт
«супостата» и чудом выживший капитан траулера. Что ж, теперь можно сказать, что
у Несбитта в его «выдумках» есть верный союзник. Мисс Хантер. А вскоре и САМ
Элсон.
Пробуждённый к жизни монстр тем временем шествует на юг,
не высказывая особенного уважения к человеческим жизням и частной
собственности. Побережье Массачусетса, на очереди – Нью-Йорк! Почему Нью-Йорк?
А потому, что именно в этих краях (когда никаких Соединённых Штатов ещё не
было, да и человечества, как такового, - тоже) изволили проживать плотоядные
четырнадцатиэтажные бестии.
Гибнет Элсон. Одна смерть. Впереди же – тысячи. Ведь
редозаурус смертельно болен: но естественная смерть придёт нескоро, а заразой
он готов поделиться хоть сейчас. Так есть ли возможность БЕЗОПАСНО уничтожить
монстра из иной эпохи? Несбитту, Ли и военным есть о чём подумать... пока они
ещё живы.
Классика фантастически-ужасняцких фильмов середины
прошлого века, до сих пор собирающая восторженные рецензии. Что ж, фильм
действительно крепкий. Всей съёмочной группе хочется сказать: молодцы. Да вот
беда – спецэффекты для той поры, конечно же, были не просто «на уровне», а в
буквальном смысле фантастическими. Увы, сейчас нападение динозавра на траулер и
его бодрая поступь по улицам Нью-Йорка выглядят несколько комично. Сразу
вспоминается незабвенный Годзилла. Хотя сама «кукла» хороша, очень хороша! –
особенно в части «физиономии». Думается, что современные “creature feature”
хорроры недалеко ушли от «Чудовища...» по части живописания подвигов разного
рода злыдней, а также их облика. Но вот беда: недавно мною отсмотренный и также
далеко немолодой хоррор «Они!» (1954 год) выигрывает у «Чудовища...» по всем
параметрам. И в плане спецэффектов, и в плане саспенса, которого здесь попросту
нет, и в плане атмосферы, которая здесь также отсутствует, и в плане экшена
(вторая и, с позволения сказать, «наибольшая» треть фильма посвящена
диалогам)... Разве что по части масштабности съёмок обозреваемая лента выходит
(далёко) вперёд. Говоря откровенно – «Чудовище...» есть за что похвалить, но...
Не впечатлило. С одной стороны. С другой, я всё-таки понимаю, отчего эта работа
заслужила культовый статус и превратилась в классику хоррора.
5/10