Horror                                            Am-Az                              Horror

 


AVPR: Aliens vs. Predator – Requiem (2007) США

Чужие против Хищника: Реквием*

Режиссер: Colin & Greg Strause

В ролях: Steven Pasquale, John Ortiz, Kristen Hager, Johnny Lewis

Фанаты Чужих довольно долго грезили мечтой увидеть своих любимцев, орудующих уже не в космосе, а на планете Земля. Наконец-то эта фантазия оказалась реализованной во всей своей полноте – на экраны вышел фильм «Чужие против Хищника: Реквием». Нет, конечно, фактически Чужие добрались до Земли уже в первой части, но в плане художественном вся эта беготня в тоннелях и коридорах мало отличалась от того, что зритель мог видеть ранее. Во второй части они действуют уже на поверхности: пробираются в кафе, школьный бассейн, госпиталь, дома обычных американских граждан, заполоняют улицы. Замечательно, спору нет, однако для историй о Чужих, Хищниках и Чужих с Хищниками вместе взятых, это однозначный смысловой тупик. Дальше двигаться некуда и теперь так полюбившихся всем инопланетных существ мы сможем наблюдать разве что в каком-нибудь ремейке лет через тридцать. Впрочем, не углубляясь в фантазии, вернемся и проанализируем то, что можно увидеть непосредственно в «Реквиеме»…

            А открывается картина рождением гибридной инопланетной формы, условно названной ЧужеХищником. Порядок словообразования здесь абсолютно верный, так как тварь является в большей степени Чужим, нежели Хищником, уже хотя бы потому, что активно истребляет последних. Изменения во внешнем облике, унаследованные от расы Хищников также минимальны – дреды, гибридная челюсть и более ярко выраженное прямохождение. Вот из-за этого чуда, внезапно вылупившегося на космическом корабле Хищников и принявшегося учинять беспорядок, их транспортное средство терпит крушение где-то в североамериканских лесах. Поскольку в живых остаются только Чужие, а неподалеку находится достаточно крупный город, довольно быстро начинается повальное инфицирование ничего не подозревающих американских обывателей и последующее пополнение «армии» Чужих. Чтобы набрать достаточное количество тварей за короткий срок и особо не обременять себя тщетными потугами объяснить зрителю, как это монстры так быстро вызревают внутри человеческого организма, создатели картины придумали оригинальный ход. Гибрид оказался Королевой, способной откладывать яйца с маленькими Чужими inside прямо внутрь жертвы методом рот-в-рот…

            Тем временем сигнал о кораблекрушении достигает планеты Хищников и один из них, крайне опытный в делах охоты, отправляется на зачистку территории. Особенно посмешили сцены, где Хищник по прибытии на Землю занимался абсолютно бесполезным делом - уничтожал трупы в лесу, поливая их неким подобием кислоты… Учитывая масштабы бардака, учиненного впоследствии Чужими, малюсенькая колбочка с кислотой у Хищника в лапах – это просто прикол, ибо для заметания следов во всем городе ему понадобилась бы не одна цистерна этой жидкости.

            Итак, какой мы имеем расклад в картине? Чужие активно уничтожают городское население, а Хищник лихо расправляется с Чужими. Если бы не убийство трех человек, попавшихся ему под горячую ру… точнее лапу, то быть бы Хищнику и вовсе национальным героем США! Впрочем, несмотря на едкие замечания, нам этот персонаж был наиболее симпатичен во время просмотра… Даже сопереживал Хищнику как-то… Видимо из-за отсутствия хоть сколько-нибудь вменяемых людских персонажей начинаешь симпатизировать пришельцам.

            Люди в городе – это не более чем общий фон для баталий между представителями двух рас инопланетян. Какие-то сумбурные, отрывочные и крайне невнятные истории о шерифе города, двух братьях, школьной пассии одного из них и ее заносчивом качке-бойфренде – это всего лишь минутные паузы между мочиловом в фильме, протекающем в режиме нон-стоп. Да, «Реквием» - это фильм-бойня, где убивают всех кого ни попадя и пару раз даже удачно ломают общеголливудские стереотипы относительно того, кто должен остаться в живых. Убийств в кадре предостаточно, отчет трупов за кадром также побивает все мыслимые и немыслимые рекорды, однако смерти запоминаются на удивление слабо. Крови много, но подлинно ярких сцен умерщвления нет.

            Что ж, быть может перед взором зрителя предстанет эпическая битва?И снова ответ будет «Нет». Строго говоря, «Реквием» можно смело отнести к типу хоррора, в котором повествуется о нашествии тварей на отдельно взятый американский городок («Гремлины», «Капля», «Зубастики 2», «Дрожь земли», «Атака пауков», «Человек-личинка» и т.д.) У кинокартин такого рода есть своя четко очерченная структура: действие всегда начинается где-то на окраинах, на задворках, в маргинальных зонах. В «Реквиеме» первыми жертвами Чужих становятся охотник с сыном в лесу и бомжи, облюбовавшие канализацию. Постепенно в хаос погружаются все новые и новые кварталы, действие стягивается к одной точке, некоему центру, служащему оплотом противостояния тварям-захватчикам. В «Реквиеме» это изображено буквально: следуя приказу военных, группа выживших удерживает круговую оборону в самом центре города… Такие фильмы по структуре прямо противоположны «апокалиптическим» картинам, где катастрофа, напротив, зародившись в определенном месте (точке) разрастается, вскоре поглощая весь мир.

            Паника и хаос в «Чужих против Хищника 2» получились весьма неплохо: повсюду отключается свет, воют сирены, льет дождь, безлюдные улицы заполнены брошенными автомобилями… Однако при этом саспенса фильм лишен начисто. Братья-режиссеры старались и, казалось бы, все «ингредиенты» подобраны ими правильно: звучит тревожная музыка, герои испуганно переглядываются, камера плавно скользит по темным закоулкам города, оказавшегося во власти Чужих. Но, увы… в плане саспенса картина оказалась мертворожденной, что лишний раз доказывает – режиссерское мастерство не заключается  только в умелой компоновке каких-то элементов и его нельзя изложить как рецепт. Надо взять то, то и это, соблюсти пропорции и у вас на руках – киношедевр. Нет, вся эта четко выверенная и хорошо организованная последовательность должна быть одухотворена своего рода аурой, режиссер должен сделать фильм «живым»…

            Замечу также, что масштабность в «Реквиеме» периодически зачем-то перебивается мелочным изображением смерти то одного, то другого персонажа. Еще одна массовка, скажем, у госпиталя, картине точно не помешала бы.

            Любопытно использование в «Реквиеме» наработок из всех предыдущих фильмов о Чужих и Хищниках. Скажем, стычка отряда национальной гвардии с Чужими до боли напоминает сцену из картины Дж. Камерона; будет также и момент проплывания одного из Чужих под водой в бассейне, недвусмысленно отсылающий к четвертой части, где Чужих, собственно, и «научили» плавать. Таким образом, «Реквием» - это twice-told story, в плане оригинальности создатели топчутся на месте.

            Вот вам и еще одно свидетельство кризиса этого фрэнчайза. Полагаю, любые попытки искусственного сюжетно-тематического перекреста (crossover) являются признаками вырождения сериалов. Crossover выступает здесь как лакмусовая бумажка, сигналящая: «Внимание! Сериал бьется в агонии!» Конечно, идея создания crossover’ов, выжимающих последние капли из оригинальных сюжетов (иногда неплохие), не нова и беспрестанно используется в массовой культуре. Она уходит своими корнями в первую половину 20 века и касается отнюдь не только киноиндустрии (в комиксах подобные перекресты встречаются довольно часто). После них оригинальную историю можно подвергнуть либо осмеянию (через пародирование), либо вывести ее на качественно иной уровень. Что можно сделать с таким космическим сериалом как «Чужие» после перенесения его персонажей на Землю, я, честно говоря, не представляю. Остается надеяться, что Голливуд когда-нибудь подарит нам еще одного Джеймса Камерона…И вот ведь забавный перевертыш: действие «космического» сериала, дошедшего до последней черты, переносится на Землю, в то время как действие «земного» сериала в аналогичной ситуации – в космос…

            «Реквием» дошел до черты даже потому, что перекрест в нем двойной: мало того, что Чужих заставили биться с Хищниками, так вывели на сцену еще и гибрид этих двух рас, которому подивился бы даже старик Мичурин. Хотя идея с гибридом не слишком-то и нова – в финале четвертой части «Чужих» мы видели не менее впечатляющий образчик смешения генов.

            В итоге получился странный фильм… Крайне динамичный, кровавый и не дающий зрителю заскучать, но абсолютно стерильный в плане саспенса… вышедший под эгидой компании «XX Век Фокс», но при этом поражающий несколько халтурными эффектами (Хищник, шагающий в воде здесь смотрится на порядок хуже, чем у того же С. Хопкинса)…с умопомрачительным бодикаунтом, но маловыразительными смертями…с концепцией, которая и дала основание снять этот фильм, но в то же время не блистает оригинальностью (кстати, у П. Андерсона бедой было не столько отсутствие оригинальности, сколько отвратительная скомканность действия).

 

 

P.S. Трейлер к «Реквиему» смотрится гораздо эффектней, нежели сама картина

    5/10                                                                                      

                         Сергей Тихомиров               29.01.08

 


                                   На главную                                                                                                   На индекс обзоров

Hosted by uCoz